горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
Челябинская область
11 января 2018, 13:47 0
Редакция «ФедералПресс» / Кирилл Бабушкин

«В регионе с одиозной внутренней конфронтацией глобальный форум проводиться не может»

15 января в Челябинске ожидается «облетная группа» экспертов, проверяющих степень готовности городов-претендентов на проведение в 2020 году саммитов ШОС и БРИКС. О том, что может показать Челябинск проверяющим сегодня, за два года до глобальных международных мероприятий, что ждет город и регион в случае, если саммиты пройдут у нас, и что может этому помешать, рассуждает эксперт в сфере инвестиционного развития, председатель комитета экологии и ресурсосбережения в Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Минченко.

Ни для кого не секрет, что облик, благоустройство и инфраструктура городов буквально преображаются при подготовке к проведению глобально значимых мероприятий, а дальнейшее развитие деловой и общественной жизни в них приобретает совершенно новый размах. Например, в Казани таким переломным событием стала Универсиада-2013, в Екатеринбурге – саммит ШОС и БРИКС-2009, в Сочи – Олимпиада 2014, в Уфе – саммит ШОС и БРИКС-2015.

Мы с вами ждем саммит ШОС и БРИКС в 2020 году: порядка 15 делегаций иностранных государств во главе с их президентами. Но в регионе с одиозной внутренней конфронтацией глобальный форум проводится не может. Это очевидный факт. Поэтому нам с вами нужно объединить усилия, чтобы в течение 2018 года направить решение основных проблем в конструктивное и созидательное русло.

Между тем просторы Интернет полны скептических комментариев. Исключая диванных критиков с нерушимой позицией «всегда всё плохо», встречаются и рациональные сомнения – быть может, бюджет и усилия власти лучше направить на другие цели? Итак, зачем Челябинской области вообще саммиты?

Во-первых, такие мероприятия обязательно привлекут в регион новые инвестиции и вызовут мультипликативный эффект. Всякий бюджет будет освоен, это аксиома. Но его можно «проесть», истратив на сиюминутные нужды, а можно инвестировать в развитие – создать пространство для роста, сформировать и поддержать динамику. Саммит ШОС – это именно инвестиции в развитие города и области. И инвестировать можно по-разному, либо просто вложить областные средства в некий инвестпроект, либо на каждый рубль расходов регионального бюджета привлечь дополнительные федеральные и частные инвестиции. Например, при подготовке саммита в Уфе это соотношение составило порядка 1:8. Например, при подготовке саммита в Уфе это соотношение составило порядка 1:8. Для подготовки к саммиту у нас придется реализовать строительные проекты более чем на 20 миллиардов. Очень весомый вклад при сегодняшнем кризисном состоянии строительной отрасли!

При этом инвестиции в подготовку – лишь начало. Опыт показывает, что и после проведения глобальных форумов в принимавших их регионах происходит серьезный рост инвестиционной активности. В Сочи эта разница просто запредельная. Татарстан – лидер инвестрейтингов. В Свердловской области мы наблюдаем ОЭЗ «Титановая долина» и высокую деловую активность, в Башкортостане уже реализуется китайский инвестпроект на 180 миллионов долларов.

Во-вторых, проведение международных мероприятий позволяет региону создать имидж передового и развивающегося. Челябинской области этот имидж жизненно необходим! Сами-то мы разрекламировали лишь образ экологического гетто, да так крепко, что не отмоешься. А с таким настроением экономику в лидеры не вывести.

В-третьих, мы получим новый облик Челябинска, достойный масштабного события международного уровня. Набережная, чистая река, гостевые маршруты, отремонтированные фасады, газоны, тротуары, деревья, парки, пешеходные зоны и места отдыха, реклама и вывески в едином концепте, завершение «долгостроев», реконструированные театры, новый аэропорт, новые здания. Расцвет малого бизнеса на гостевых маршрутах. И экологические вопросы тоже придется решить, как в части воздуха, так и по печально известной челябинской свалке. Федеральное финансирование её рекультивации необходимо будет сдвинуть с 2020 на 2019 год.

В-четвертых, в наследство Челябинску после саммитов останется созданная инфраструктура деловой активности. К саммитам будут построены конгресс-центры и отели. Само существование таких активов фактически обяжет владельцев наполнять их событийной активностью, выступать с инициативами, креативить, искать единомышленников, лоббировать продвижение. Форумы и конгрессно-выставочная деятельность неизбежно будут способствовать росту деловой активности, приносить новые экономические результаты. Например, известно, что соседний Екатеринбург сегодня очень активно претендует на проведение всемирной выставки Expo-2025. Если у соседей всё получится, то за период работы Expo-2025, со 2 мая по 2 ноября 2025 года, событие посетят более 14 миллионов человек. Принять столько гостей возможно, только задействовав отельный фонд и сеть питания Челябинской области, а также обновленный аэропорт «Баландино». Потребуется скоростная транспортная инфраструктура. Конурбация Челябинск-Екатеринбург обретет реальное воплощение, а ВСМ Челябинск-Екатеринбург станет насущно необходимой. Кстати, на декабрьской встрече губернатора Бориса Дубровского с министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым планы по строительству ВСМ Челябинск-Екатеринбург подтвердились.

Однако всё это — перспектива. Что мы имеем сегодня? Я недавно встречался по вопросу подготовки к саммитам с заместителем министра экономического развития области Антоном Бахаевым.

По его данным, Конгресс-холл на набережной Миасса проектируется именно в том виде, как он представлен в архитектурной концепции, победившей на конкурсе. Проект будет готов в феврале, разрешение на строительство в марте-апреле, строительные работы начнутся незамедлительно. Стоимость объекта ожидается порядка девяти миллиардов рублей, финансирование преимущественно за счет частных инвестиций. В конце января по результатам аукциона будет определен подрядчик на создание искусственного земельного участка на реке Миасс.

Проект реконструкции аэропорта готов и уже находится в Главгосэкспертизе. Строительство аэровокзала оценивается в 3,5 миллиарда рублей частных инвестиций компании «Новапорт». Аэродромный комплекс будет реконструирован за счет федеральных средств, это еще порядка 2,7 миллиарда рублей. А кроме этого ведется строительство частного конгресс-холла на улице Труда и шести новых отелей с фондом примерно в 400 номеров. Готов проект нового общежития ЮУрГУ на 1,5 тысячи мест, которое планируется построить к саммиту за счет федеральных средств, весной будут запущены программы благоустройства города, включая высадку миллиона деревьев.

Между тем вся эта работа идет на фоне постоянной критики. Понятно, что СМИ и «активисты», для которых «раскачивать лодку» – это целевой заказ, никуда не денутся. Весь вопрос в том, мы с вами будем поддерживать их хайп или нет? Сможем ли мы думать и действовать с ответственностью за свой регион?

Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1