В этом месяце южноуральцы дважды становились участниками авиационных происшествий: 8 мая самолет, следовавший рейсом Челябинск-Анталья, смог приземлиться лишь со второй попытки, а 21 мая аналогичный маршрут прервался экстренным приземлением в Волгограде из-за разгерметизации салона. Стоит ли бояться полетов и как обеспечивается безопасность воздушных судов, «ФедералПресс» рассказал исполнительный директор Агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
«На протяжении последних десятилетий уровень безопасности полетов в мировой гражданской авиации значительно повысился, отрасль за эти годы неоднократно ставила и обновляла рекорды по безопасности. Несмотря на то, что авиаперевозки во всем мире растут, число авиапроисшествий и количество пострадавших людей постепенно идет на убыль. Это стало возможным благодаря реализации ряда инициатив под эгидой Международной организации гражданской авиации, являющейся специализированным учреждением ООН, Международной ассоциации воздушного транспорта, объединяющей большинство крупнейших мировых авиакомпаний, а также при непосредственном участии авиационных властей, авиакомпаний, аэропортов, предприятий, которые производят и обслуживают воздушные суда. И государства, и отдельные компании разрабатывают стратегические документы, создают системы управления безопасностью полетов. Все это позволило минимизировать, а то и вовсе исключить негативное влияние большого количества факторов, ранее приводивших к авиационным происшествиям.
Очень важно, что произошло изменение взглядов авиационного сообщества на один из ключевых факторов, влияющих на безопасность полетов: на человеческий фактор. Если два-три десятилетия назад задача авиационных властей и надзорных органов заключалась в том, чтобы выявлять нарушения, которые могут привести к драматическим событиям, и наказывать виновных, то сейчас стоит задача оказывать людям, от которых зависит благополучный полет, постоянную методическую поддержку и помощь. Если у человека, принимающего какие-либо ошибочные решения, имеющего недочеты в работе, возникают проблемы, то ему помогают с ними справляться. При этом над исполнителями не висит угроза наказаний, они не заинтересованы в том, чтобы что-то скрывать. В результате повысилась сознательность людей, которые связаны с эксплуатацией авиатехники.
Нельзя сбрасывать со счетов и технический прогресс, благодаря которому современные воздушные суда имеют большее количество защит от ошибок. Это позволяет даже в том случае, если экипаж совершает какие-то некорректные действия, блокировать их и не дать ошибке негативно повлиять на развитие ситуации в полете. Как следствие – сегодня происходит взаимная страховка летного состава и техники.
Однако надо признать, что абсолютно безотказных систем не бывает. Разгерметизация, на которую указывают пассажиры недавнего рейса Анталья – Челябинск, не единичное явление. Действительно ли была утечка воздуха через какой-то агрегат, или некорректно сработала сигнализация – это станет понятно только по результатам расследования. Но существует четкая инструкция, согласно которой экипаж действует, если срабатывает сигнализация о разгерметизации.
Когда самолет летит на высоте 10 километров, в салоне поддерживается давление, которое бывает на высоте менее трех километров. Если срабатывает сигнализация о разгерметизации, существует риск того, что давление в салоне самолета снизится до давления за бортом и, как следствие, люди не смогут самостоятельно дышать без специального оборудования – индивидуальных кислородных масок.
Действия экипажа в подобных ситуациях строго регламентированы, летный состав регулярно отрабатывает подобные события на тренажерах. Сработала сигнализация - пилоты должны немедленно перевести воздушное судно в достаточно интенсивное снижение, занять безопасную высоту, на которой давление будет приемлемым для того, чтобы пассажиры и члены экипажа могли дышать без использования кислородных масок. Это и было сделано. В ходе снижения, судя по всему, никаких технических проблем не возникло. И хотя для многих пассажиров ситуация была очень некомфортной, обошлось без жертв и тяжелых травм. Из этого я могу сделать вывод, что ситуация была штатной, экипаж контролировал происходящее.
В целом же, различные неисправности происходят с самолетами реже, чем с автомобилями. При этом рядовому автомобилисту очень редко приходит на ум в случае, если загорится какая-нибудь лампочка-индикатор, действовать в соответствии с руководством по эксплуатации данного транспортного средства: немедленно остановиться и на эвакуаторе доставить машину на станцию техобслуживания. А вот в авиации ситуация другая: если сработала сигнализация, и руководством по летной эксплуатации предписано осуществить те или иные процедуры, в том числе выполнить экстренную посадку на ближайшем аэродроме, это будет сделано. Обыватели привыкли к тому, что загоревшаяся лампочка – это раздражитель, но не повод для беспокойства, поэтому реагируют на подобного рода события в авиации, мягко говоря, болезненно
».