Top.Mail.Ru
Экономика
Челябинская область
0

«Госзакупки бегут в Сеть от коррупции»

1 июля 2018 года вступают в силу изменения в федеральных законах №44 и 223, регламентирующие проведение закупок товаров и услуг муниципальными и государственными органами. Финансисты городских и районных администраций по всей России лихорадочно готовятся к работе в новых условиях. О причинах изменений и возможных последствиях рассуждает прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратуры Челябинской области Алексей Вадеев:

«Стоит отметить главное: с 1 июля 2018 года вводятся новые способы осуществления государственных и муниципальныхз закупок в электронной форме открытых и закрытых конкурсов, запросов предложений и котировок. Во второй серии изменений, которая вступит в силу с 1 января 2019 года, на чисто электронную форму переводятся все конкурсы. Чтобы участвовать в электронных процедурах, нужно будет зарегистрироваться в едином реестре участников закупок. Цель нововведений очевидна: система муниципальных и государственных закупок должна стать прозрачнее и объективнее. Работа на электронных торгах более независима от закупочной комиссии, которая выбирает победителей за закрытыми дверями. Возможные нарушения при выборе поставщика, таким образом, должны быть сведены к минимуму, то есть изменения имеют антикоррупционную направленность. Поправки призваны заставить муниципальные и государственные органы проводить все закупочные мероприятия максимально прозрачно: каждый пользователь Сети может зайти на сайт, посмотреть цены, условия, обоснование стоимости закупки. Таким образом, по задумке законодателя, мы препятствуем участию в конкурентных процедурах аффилированных лиц, во всяком случае, открыто аффилированных. Не могут участвовать, например, близкие родственники власть имущих, заявки таких участников должны быть отклонены. Но главное не это, главное – открытость в плане цены контракта и его обоснования. Заказчику придется аргументированно объяснять, зачем ему понадобилось выполнение какой-то работы, услуги, зачем именно этот товар. Зачем муниципальному району приобретать автомобиль за 12 миллионов, да еще и строго определенной марки, цвета и так далее? Куда на этой машине будут ездить, если там, в этом районе, и дорог-то особых нет?

Однако коррупционный фактор все равно сохраняется. Недавно проходила конференция контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, один из выступающих на ней отметил: электронная форма торгов, конечно, более открыта, но и она предоставляет возможности для проведения каких-то махинаций. Речь идет именно об электронных документах. Доходит до того, что «спецы» берут обычный файл Exel, указывают в нем требования к товару, тут же устанавливают макрос (а в этом инструментарии мало кто разбирается) и, условно говоря, с 9 до 18 часов файл показывает одни данные, а после – другие. И в результате контракты выигрывают «нужные» какому-то заказчику люди. То есть нарушения, к сожалению, не полностью исключаются.

Другое дело, что мониторингом за такими махинациями занята не только прокуратура. Есть федеральная антимонопольная служба, есть те же КСП, есть общественные организации. К честному поставщику услуги по-прежнему предъявляются строгие требования по составлению заявки, но незаконно или «полузаконно» составленные условия закупки отслеживать будет легче.

Не думаю, что изменения повлияют на рынок госзакупок как-то глобально. Скорее всего, по-прежнему самыми частыми нарушениями останутся необснованные закупки у единственного поставщика. Это происходит регулярно, хотя статья 93 ФЗ-44 строго регламентирует те условия, при которых возможно осуществление закупки без конкурсных процедур. Чтобы подогнать свой заказ под эти условия, заказчики регулярно идут, например, на дробление контрактов, когда заказывается, скажем, ремонт части кровли жилого дома – чтобы уложиться в положенные 5 процентов от годового объема закупок организации-заказчика, а спустя некоторое время следует заключение аналогичного контракта и аналогичной суммой. Но это же дело техники, доказать, что несколько мелких закупок на самом деле относятся к одной работе.

Что изменилось еще? Ужесточилась ответственность за нарушения в сфере госзакупок. В частности, введена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок, подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, провокацию подкупа в сфере закупок.

фото: pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.