В среду, 24 октября, Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020–2021 годов. Доходы в следующем году ожидаются на уровне 19,969 трлн рублей, расходы - 18,037 трлн рублей. Профицит средств составит 1,932 трлн рублей - 1,8% ВВП. Счетная плата РФ считает такой сценарий слишком оптимистичным. По мнению заведующего кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС, директора Института реформирования общественных финансов Владимира Климанов, для оптимизма есть основания:
«Заложенные в федеральном бюджете позитивные проектировки строятся во многом, исходя из высоких цен на нефть, в связи с чем экономика находится на подъеме. Хотя, по мнению ряда экспертов, предусмотренная в бюджете стоимость в 63 доллара за баррель - это скорей пониженный показатель. Он может быть и выше. Ожидается достаточно серьезный рост доходов по отношению к прошлогоднему бюджету. Соответственно, заложен значительный объем профицита – 1,8% по отношению к ВВП. Удалось удержать инфляцию в определенных границах, пусть даже в следующем году она будет несколько выше, чем в 2018 Но это связано с утвержденным повышением ставок по налогу на добавленную стоимость.
Если говорить о сущностном содержании федерального бюджета. Можно согласиться с мнениями о том, что во многом он является бюджетом развития. Значительная часть расходов нацелена на приоритетное финансирование тех направлений, которые должные обеспечить прорывное развитие страны. Эти направления, как правило, упакованы в национальные проекты. И в этой связи еще одной важной особенностью бюджета является то, что мы впервые видим четкую связь национальных целей и стратегических задач развития с отраженными в бюджете денежными средствами.
Такое происходило и в прежние годы. Уже несколько лет существует программная классификация бюджета. Но госпрограммы не были так связаны с расходами первого уровня, как мы это наблюдаем в бюджете-2019.
Говоря об отраслевой направленности, по-прежнему большая доля средств направляется на силовой блок: национальную оборону и национальную безопасность страны. На эти цели заложено свыше 5 трлн рублей из 18 трлн всей расходной части бюджета. Это достаточно большие средства. В то же время предусмотрен большой трансферт из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ. Учитывая, что последствия пенсионной реформы еще не будут ощутимыми, эти более 3 трлн рублей явятся значимой составляющей ПФ РФ.
Конечно, хотелось бы ожидать большего прироста расходов на разного рода социальные направления, образование, культуру и другие. Рост тут есть, но не такой существенный, как стоило бы ожидать.
Говоря о рисках, надо заметить, что сам факт профицитности бюджета, свидетельствует о создании подушки безопасности. Мы понимаем, что некоторые параметры даже на макро-уровне могут быть иными. Это признается отдельными государственными структурами и ведомствами. Например, Центральный банк прогнозирует более высокий уровень инфляции, чем Правительство РФ.
Кроме того, пока в бюджете сохраняются те составляющие, которые нацелены на непроизводительные расходы - тот же силовой блок, это не даст высоких показателей,связанных с национальными целями, опережающими темпами экономического развития и вступлением в пятерку крупнейших держав мира».