Самым опасным видом общественного транспорта россияне считают маршрутные такси – такого мнения придерживаются 47% участников опроса, проведенного ВЦИОМ. Среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга доля «напуганных» маршрутками еще выше – 59%. Но при этом 63% респондентов регулярно передвигаются именно на них. Как это обстоятельство соотносится с тем, что именно этот вид транспорта быстрее всего развивается в крупных городах, РИА «ФедералПресс» пояснила директор НКО «Объединение автопассажирских перевозчиков» Татьяна Ракулова:
«Для начала не совсем понятно, что подразумевалось под термином «маршрутное такси», когда проводились эти исследования. Потому что официально такого понятия нет. Есть регулярные коммерческие маршруты, есть некоммерческие, перевозки на больших автобусах и на микроавтобусах. Трудно сказать, что имели в виду социологи, когда проводили этот опрос среди пассажиров.
Если имелось в виду то, что маршрутные такси – это микроавтобусы, то это общемировая статистика: смертность и травматизм в больших автобусах в пять раз ниже, чем в микроавтобусах. В России эта статистика, к сожалению, еще печальнее. У нас есть еще дополнительные факторы, которые влияют на ситуацию. Поэтому есть города, где пассажирские перевозки на микроавтобусах просто запрещены. Например, в Липецке все маршруты осуществляются только на больших автобусах, самый минимальный тип – это ПАЗ, который все равно по уровню безопасности выше, чем маленькие маршрутки.
Что касается негативной оценки работы маршруток, то нужно понимать: ни в одном городе ничего не происходит в сфере транспорта без ведома местного департамента транспорта. И даже если чиновники говорят о том, что есть какие-то нелегальные перевозки, то, поверьте мне, они все про них прекрасно знают. На сегодняшний день есть все необходимые законодательные механизмы для того, чтобы эту деятельность пресекать. Если департамент транспорта какого-то «города N» примет решение о том, что внутригородскими перевозками пассажиров не занимаются перевозчики на автобусах категории «М-2», то этого не будет. И здесь дело не в бизнесе, а в политике, проводимой на территории определенного субъекта Российской Федерации».