горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Красноярский край
18 апреля 2019, 11:32 0
Редакция «ФедералПресс» / Юлия Лобанова

«Отметив «Золотой маской» работу Кирилла Серебренникова, театральное сообщество проявило цеховую солидарность с режиссером»

Спектакль Пианисты новосибирского театра Глобус - один из лауреатов фестиваля
Спектакль Пианисты новосибирского театра Глобус - один из лауреатов фестиваля

Шестнадцатого апреля в Москве состоялось вручение национальной театральной премии «Золотая Маска». Самая обсуждаемая в этой связи тема – награды Кирилла Серебренникова. «Золотой маской» была отмечена его работа как режиссера – спектакль «Маленькие трагедии» в Гоголь-центре, а лучшим балетным спектаклем стал «Нуреев», поставленный Серебренниковым в Большом театре. Мнением об итогах фестиваля с «ФедералПресс» поделилась театральный критик Елена Коновалова:

«Не могу подробно комментировать итоги «Золотой Маски»: из конкурсных работ видела не все, и оценивать в таких условиях работу жюри было бы некорректно. Но вообще – против любых премий, особенно в условиях крупнейшего национального фестиваля, где в этом году было представлено рекордное количество спектаклей-номинантов – 84 постановки в разных жанрах, 29 из них – в драматическом театре. Как в таком изобилии выделить лучших, выбрать между лидерами, которые давно себя зарекомендовали, и уверенно стартовавшими новичками? Театр не спорт, здесь нет однозначных критериев, а в обширной программе любое лауреатство вообще становится условностью.Есть выдающиеся «аутсайдеры» – например, Григорий Козлов, Олег Рыбкин, Дмитрий Волкострелов: их не раз номинировали на «Маску», но награду они так и не получили. Хотя в разы круче многих и многих. Так что премии не показатель.

На мой взгляд, главное достижение на «Золотой Маске» – попасть в основную программу. Этот отбор никогда не был идеальным: он зависит от состава экспертов, их индивидуальных представлений и способности договориться. Иногда спектаклю не хватает одного голоса, чтобы войти в конкурс. Но при всем субъективизме именно ежегодный срез номинантов «Маски» дает близкое к идеальному представление о том, что сегодня происходит в театрах страны. Процентов 75 номинантов – действительно самые достойные постановки сезона. Хочется, чтобы с каждым годом качественный отбор был строже и внятнее.

Среди лауреатов нынешнего года могу выделить спектакль Бориса Павловича «Пианисты» по роману Кетиля Бьернстада в новосибирском молодежном театре «Глобус» – совершенная по форме, с блестящим актерским ансамблем, вся пронизанная глубокой мелодичностью история поиска и обретения человеком своего внутреннего голоса, своей индивидуальной жизненной мелодии. Не вызывает вопросов работа Ксении Перетрухиной. Как и то, что этот незаурядный художник уже два года подряд лидирует на «Маске»: ее сценография сама задает драматургию спектакля – это не просто оформление, а неотъемлемая часть действия, лаконичная, строгая и продуманная до мелочей.

Возможно, отметив наградой работу Кирилла Серебренникова «Маленькие трагедии», вынужденного выпускать спектакль дистанционно, театральное сообщество проявило прежде всего цеховую солидарность с режиссером, больше года просидевшим под домашним арестом. Но даже если национальный фестиваль таким образом проявил поддержку, это ценнее любых конкурсных баталий. Власти же в Год театра тоже себя проявили: номинантов «Маски» в категории «Экспериментальный театр» – руководителей «Театра на Вынос» Алексея Ершова и Максима Карнаухова, а также участницу их спектакля Веронику Никульшину из Pussy Riot – задержали перед церемонией награждения и три часа продержали без объяснения причин в отделении полиции.

Из сибирских номинантов мне кажутся сильно недооцененными две работы из Красноярска, несмотря на то что они уехали с наградами. Но «Лучший свет» (приз достался Дмитрию Зименко) в спектакле «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и работа дирижера Валерия Шелепова в мюзикле «Винил» не отражают высокий уровень этих постановок».

Фото: театр Глобус

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1