Top.Mail.Ru
Россия и мир
0

Изменение срока полномочий Думы законом раньше не предусматривалось

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас представил на заседании Конституционного суда запрос Совета Федерации о толковании Конституции в связи с законопроектом о переносе даты выборов депутатов Государственной Думы. Сенатор пояснил, что основанием для обращения в Конституционный Суд является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации в том смысле, является ли пятилетний срок, на который избирается Государственная Дума, исключающим возможность переноса в конституционно значимых целях даты выборов депутатов Государственной Думы таким образом, чтобы продолжительность полномочий Государственной Думы в месячном выражении незначительно уменьшилась или увеличилась относительно шестидесяти месяцев, календарно сопоставимых с пятью годами: «Не все созывы Госдумы избирались на действующий пятилетний срок полномочий. Так, Госдума первого созыва избиралась сроком на два года. Государственные Думы второго, третьего, четвертого и пятого созывов избирались сроком на четыре года в соответствии с действовавшим тогда законодательством. Государственная Дума действующего, шестого, созыва избрана сроком на пять лет. Во всех перечисленных случаях срок полномочий Государственной Думы устанавливался в календарных годах.

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас представил на заседании Конституционного суда запрос Совета Федерации о толковании Конституции в связи с законопроектом о переносе даты выборов депутатов Государственной Думы. Сенатор пояснил, что основанием для обращения в Конституционный Суд является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации в том смысле, является ли пятилетний срок, на который избирается Государственная Дума, исключающим возможность переноса в конституционно значимых целях даты выборов депутатов Государственной Думы таким образом, чтобы продолжительность полномочий Государственной Думы в месячном выражении незначительно уменьшилась или увеличилась относительно шестидесяти месяцев, календарно сопоставимых с пятью годами:

«Не все созывы Госдумы избирались на действующий пятилетний срок полномочий. Так, Госдума первого созыва избиралась сроком на два года. Государственные Думы второго, третьего, четвертого и пятого созывов избирались сроком на четыре года в соответствии с действовавшим тогда законодательством. Государственная Дума действующего, шестого, созыва избрана сроком на пять лет. Во всех перечисленных случаях срок полномочий Государственной Думы устанавливался в календарных годах.

Согласно решениям Конституционного Суда изменение законодательства в целях совмещения дней голосования на выборах разного уровня и введения единого дня голосования является достаточным основанием для продления или сокращения сроков полномочий региональных и муниципальных органов. При этом возможность корректировки срока полномочий Государственной Думы в связи с изменением требований по определению единого дня голосования законодательством пока не предусматривалась. Перенос дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва на более ранний срок приведет к расхождению календарного и действительного сроков полномочий. При этом закреплённый конституционными положениями пятилетний срок полномочий в целом соблюдается.

Кроме того, незначительное расхождение между календарным и действительным сроками полномочий Государственной Думы допускалось ранее в связи с тем, что день голосования на выборах депутатов Государственной Думы определялся не всегда одинаково. Как показывает анализ федерального законодательства, указанные выборы проводились в первое, второе либо третье воскресенье декабря соответствующего года.

Возможность несовпадения календарного и действительного сроков полномочий Государственной Думы заложена в конституционных нормах (возможность её роспуска, право Президента РФ созвать первое заседание Государственной Думы ранее тридцатидневного срока и прекращение в этой связи срока полномочий прежнего созыва).

С учетом впервые планируемого переноса дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы на более ранний срок считаем, что часть 1 статьи 96 и части 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации требуют толкования с точки зрения возможности однократного сокращения в месячном выражении срока, на который избиралась Государственная Дума шестого созыва».

Напомним, что предпосылкой для обращения явилась инициатива депутатов о переносе даты выборов депутатов Государственной Думы на третье воскресенье сентября 2016 года. Таким образом, единым днем голосования в 2016 году будет являться третье воскресенье сентября.

Согласно действующим положениям Федерального закона от 2014 года о выборах депутатов Государственной Думы днём голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума.

Данный конституционный срок Государственной Думы шестого созыва истекает в первое воскресенье декабря 2016 года. Моментом прекращения полномочий Государственной Думы прежнего созыва является начало работы нового созыва. В случае проведения выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва в третье воскресенье сентября 2016 года, срок полномочий Государственной Думы шестого созыва, исчисленный в месячном выражении, будет менее шестидесяти месяцев.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.