горячие темы Смотреть Скрыть
Россия и мир
15 июля 2013, 12:21 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс

Кадастровая переоценка на Южном Урале не должна быть абсурдной

Руководитель комитета по промышленности ЧРО «Опора России» Денис Константинов рассказал «УралПолит.Ru», чего ждет региональный бизнес от предстоящих федеральных реформ в земельной и имущественной сферах. Он также пояснил, почему вопросам кадастровой оценки недвижимости в Челябинской области уделяется недостаточно внимания и предложил альтернативный вариант кадастровой оценки земли.«Необходимость роста налоговых поступлений подтолкнула федеральные власти к наведению порядка в регистрации прав и учета недвижимости. На региональном уровне это заканчивалось массовыми кадастровыми переоценками земель различных категорий. В результате стоимость земельных участков существенно и не всегда обоснованно увеличивалась. В 2011 году в Челябинской области была проведена так называемая актуализация кадастровой стоимости. Были утверждены результаты по четырем категориям земель: населенных пунктов, промышленных и иного специального назначения, садоводческих, огороднических и дачных объединений, особо охраняемых территорий и объектов. В 2013 году переоценка коснулась земель водного фонда и земель сельхозназначения. За очень короткий период несколькими оценочными компаниями была установлена кадастровая стоимость сотен тысяч земельных участков. В результате о корректности проведения оценочных работ говорить не приходится. Ведь даже соседствующие равнозначные участки стали отличаться кадастровой стоимостью в разы. Например, в провинциальном Верхнеуральске зарегистрирован земельный участок 74:06:1002091:67 площадью 24 кв. м под частным гаражом с установленной кадастровой стоимостью 56 922 132 рубля, т. е. почти 2 400 000 рублей за квадратный метр, есть и другие примеры, позволяющие заявлять о мировом лидерстве нашей области по стоимости земли.

Руководитель комитета по промышленности ЧРО «Опора России» Денис Константинов рассказал «УралПолит.Ru», чего ждет региональный бизнес от предстоящих федеральных реформ в земельной и имущественной сферах. Он также пояснил, почему вопросам кадастровой оценки недвижимости в Челябинской области уделяется недостаточно внимания и предложил альтернативный вариант кадастровой оценки земли.

«Необходимость роста налоговых поступлений подтолкнула федеральные власти к наведению порядка в регистрации прав и учета недвижимости. На региональном уровне это заканчивалось массовыми кадастровыми переоценками земель различных категорий. В результате стоимость земельных участков существенно и не всегда обоснованно увеличивалась. В 2011 году в Челябинской области была проведена так называемая актуализация кадастровой стоимости. Были утверждены результаты по четырем категориям земель: населенных пунктов, промышленных и иного специального назначения, садоводческих, огороднических и дачных объединений, особо охраняемых территорий и объектов. В 2013 году переоценка коснулась земель водного фонда и земель сельхозназначения.

За очень короткий период несколькими оценочными компаниями была установлена кадастровая стоимость сотен тысяч земельных участков. В результате о корректности проведения оценочных работ говорить не приходится. Ведь даже соседствующие равнозначные участки стали отличаться кадастровой стоимостью в разы. Например, в провинциальном Верхнеуральске зарегистрирован земельный участок 74:06:1002091:67 площадью 24 кв. м под частным гаражом с установленной кадастровой стоимостью 56 922 132 рубля, т. е. почти 2 400 000 рублей за квадратный метр, есть и другие примеры, позволяющие заявлять о мировом лидерстве нашей области по стоимости земли.

bez_imeni1.png


Исправить даже такие абсурдные ляпы непросто. По действующему законодательству оспорить результаты массовой оценки возможно только в суде или в комиссии при Росреестре после представления отчета об оценке рыночной стоимости и проведения в СРОО стоимостной экспертизы отчета оценщика. Работа комиссий зарегулирована и ограничена сроками настолько, что положительных решений практически не выносится.

Как правило, приходится обращаться в арбитражный суд. Процедуры оспаривания в суде могут растянуться на год и обойтись минимум в 50–70 тысяч рублей, ведь бесплатно оценщики и эксперты ничего делать не будут. Для частных и малых землевладельцев такие суммы запредельны, а процедуры оспаривания выглядят как заградительные. Другая странность судебного оспаривания заключается в том, что иски по таким спорам приходится предъявлять к региональной кадастровой палате, не имеющей никакого отношения к приемке результатов оценки, и не имеющей правых рычагов контроля качества. По сути, ведомство стало без вины виноватым в глазах недовольных землевладельцев.

Даже пройдя путь комиссионного или судебного оспаривания, проблемы остаются, так как государственная кадастровая оценка может проводиться хоть ежегодно. Периодичность, техническое задание и финансовые параметры задает заказчик, он же прямой или опосредованный бюджетополучатель. Логичным выглядит стремление регионального правительства увеличить базу для сбора имущественного налога, из которого на 40 % состоит доходная часть местных бюджетов. Ведь, по мнению чиновников, доходы бюджетов должны только расти независимо от конъюнктуры рынка.

Главная проблема «кривых» оценок в том, что заказчик массовой оценки заинтересован только в максимально возможном увеличении налогооблагаемой базы, а действующие процедуры приемки результатов государственных оценок ставят победивших на конкурсе независимых оценщиков в полную зависимость от воли заказчика. Только в прошлом году количество арбитражных споров, связанных с вопросами некорректного установления размера кадастровой стоимости выросло на 80 %. Поэтому приемщик и заказчик работ должен быть единый для всей страны, беспристрастный и компетентный. Организаций, отвечающих таким требованиям, не так много. Во-первых, это органы Россреестра и, возможно, представители Национального совета по оценочной деятельности.

Снятие накопившихся противоречий в вопросах недвижимости, по нашему замыслу, должно стать для налогоплательщиков и чиновников общим делом. Для этого «Опора России» заложила в процедуры проведения работ по кадастровой оценке ряд недостающих звеньев, таких как заблаговременная публикация перечней, включающих характеристики объектов, подлежащих государственной оценке; возможность внесения корректировок и изменений в упрощенном порядке; возможность представления налогоплательщиками декларативных сведений о своем недвижимом имуществе. У этих инициатив много сторонников. Министр финансов Антон Силуанов недавно предлагал рассмотреть именно такой вариант, когда собственником устанавливаться стоимость недвижимого имущества в заявительном порядке. Кстати, именно эта практика распространена в европейских странах».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1