Top.Mail.Ru
Россия и мир
0

Художественное образование находится в опасности

В связи с начавшейся борьбой за сохранение независимости двух высших учебных заведений Среднего Урала – Екатеринбургского театрального института и архитектурной академии – свою точку зрения высказал министр культуры Свердловской области Алексей Бадаев, ранее бывший проректором ЕГТИ, а сегодня входящий в попечительский совет УрГАХА:

В связи с начавшейся борьбой за сохранение независимости двух высших учебных заведений Среднего Урала – Екатеринбургского театрального института и архитектурной академии – свою точку зрения высказал министр культуры Свердловской области Алексей Бадаев, ранее бывший проректором ЕГТИ, а сегодня входящий в попечительский совет УрГАХА:

Разговоры о «неэффективности» вузов искусства, по мнению чиновников Министерства образования, об унификации подходов ко всем высшим учебным заведениям шли уже давно. Они начались еще при подготовке государственных стандартов предыдущего поколения и запуске процедуры перехода на обучение в рамках Болонского процесса в начале 2000-х. Уже тогда люди искусства выступали за приоритет вступительных испытаний творческой направленности при приеме в вуз над ЕГЭ.

До введения ЕГЭ после прохождения основных вступительных испытаний абитуриент писал сочинение, которое не оценивалось, а зачитывалось или нет. Понятно, что ошибки талантливым студентам исправляли сами педагоги – это всегда было общей практикой театральных институтов. И сейчас на баллы ЕГЭ практически не обращается внимание. Главное, чтобы балл был выше порогового значения, то есть тест был чуть выше значения, соответствующего двойке. В ЕГТИ этот показатель на три балла отстает от среднего по стране. Да, прискорбно, что нынешние студенты все хуже знают русский язык, но вот, к примеру, я знаю русский язык неплохо и пишу без ошибок, а сцены боюсь, как огня. Так что природная и благоприобретенная грамотность мне не смогут помочь стать актером.

Еще более странный показатель для творческих вузов – результаты научной деятельности. В образовательной системе Минкульта к научно-исследовательской деятельности приравниваются публично представленные результаты профессиональной творческой деятельности преподавателей по созданию авторских художественных произведений, то есть роли в спектаклях, постановки, концерты, опубликованные пьесы и прочее.

В профессии остаются большинство из тех, кто оканчивают, например, ЕГТИ. При перегруженности столичных трупп в провинциальных театрах налицо недостаток артистов. Наблюдается деформация структуры трупп по возрасту, полу и амплуа и, как следствие, неравномерность загрузки исполнителей. ЕГТИ организовывался прежде всего как кузница кадров провинциальных театров, хотя сейчас, наверное, сложно будет найти какой-нибудь столичный театр или проект, в котором не участвовали бы наши выпускники. Уровень школы такой, что не малочисленны случаи самозванства, когда выпускники институтов культуры пытаются выдать себя за актеров свердловской школы на различных кастингах. И это, я считаю, народный знак качества. Наши выпускники востребованы театрами всей России. Сейчас у нас обучаются студенты из 29 субъектов нашей страны. Если говорить о творческом составе театров Свердловской области, и даже шире – Уральского федерального округа, то он на 80–85 % состоит из выпускников ЕГТИ. По данным департамента по труду и занятости населения Свердловской области, наши выпускники крайне редко попадают на учет в службу занятости. Из общего числа выпускников 93 % выпускников трудоустраиваются в театральных организациях, 6 % – в иных учреждениях культуры.

На сегодняшний день художественное образование находится в опасности, поскольку под удар попали уникальнейшие вузы. Взять хотя бы нашу архитектурную академию. УралГАХА всегда была одним из основных культурных центров Свердловска и Екатеринбурга, недаром с дипломом именно этого вуза за плечами творят не только архитекторы, но и режиссер Владимир Хотиненко, и лидеры российского рок-движения Вячеслав Бутусов и Настя Полева. Художественное образование дает человеку кругозор и прививает чувство прекрасного.

Начавшаяся кампания по выявлению неэффективных вузов с целью их реформирования – тенденция весьма опасная, особенно для небольших вузов искусства, которые по самой своей природе не могут вписаться в среднестатистические показатели. Однако именно их механическая обработка дает основания для вынесения приговора. Для высших театральных, архитектурных школ, консерваторий любое объединение влечет за собой утрату уникальности. И в этой связи очень хочется предостеречь всех заинтересованных в сохранении собственной идентичности, своего уникального образования от необдуманных шагов. Сейчас в Сети раздаются призывы к общественности собраться и выработать некую платформу для открытия в Екатеринбурге на базе наших лучших художественных вузов Уральского университета искусств. Хочется попросить этих людей: не торопитесь! Уничтожить легко, а вот делать придется заново, то есть с нуля. Может быть, что-то из этой затеи и выйдет. Что-то, да, уверен, не то».

По материалам сайта министерства культуры Свердловской области

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.