Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Не нужно считать поход дальнобойщиков на Москву борьбой добра со злом

Два десятка крупнейших производителей продуктов питания и ретейлеров письменно проинформировали правительство о грядущем в преддверии Нового года повышении цен, спровоцированном введением «Платона». Среди подписантов значатся «Союзмолоко», «Руспродсоюз», Национальная мясная ассоциация, Рыбный союз и другие крупные игроки продовольственного рынка. Авторы письма приводят целый ряд аргументов в качестве обоснования планируемого роста цен.

Два десятка крупнейших производителей продуктов питания и ретейлеров письменно проинформировали правительство о грядущем в преддверии Нового года повышении цен, спровоцированном введением «Платона». Среди подписантов значатся «Союзмолоко», «Руспродсоюз», Национальная мясная ассоциация, Рыбный союз и другие крупные игроки продовольственного рынка. Авторы письма приводят целый ряд аргументов в качестве обоснования планируемого роста цен.

По их словам, небольшие компании, не получившие бортовых устройств и испытывающие нехватку оборотных средств для минимальной предоплаты, будут вынуждены отказываться от заказов. Крупные же компании, в свою очередь, не справляются с резко возросшим спросом. При этом, как отмечается в письме, старые проблемы с функционированием «Платона» – многократное списание средств, сбои в работе интернет-портала, завышения пробега машин – никуда не ушли. В результате правительство ставят перед фактом неминуемого повышения оптовых и розничных цен буквально накануне начала новогодних праздников, традиционно являющихся пиковым, с точки зрения розничных продаж, периодом.

Инициаторы обращения не отделываются лишь констатацией ожидаемых трудностей, а предлагают собственный вариант решения данной проблемы: переход с системы предоплаты на постоплату и поиск иных путей взимания сбора, например, поднятие топливного акциза. Насколько вески доводы авторов в отношении скачка цен? Комментирует Александр Хаминский, председатель правления Республиканского юридического общества:

«На первый взгляд, все объективно: в первые дни работы «Платона» магазины и правда остались без 10% поставок. Перевозчики, опасающиеся крупных штрафов, начали отказываться от заказов. В СМИ проходила информация о точечно возникающих перебоях в доставке сахара, хлеба, чая, макарон, детского питания. По всей видимости, между санкциями со стороны ретейлеров и «Платона», поставщики выбирают первое. Что же до анонсируемого роста цен на продовольственные товары, то, по моему мнению, никаких предпосылок для «продовольственной катастрофы» нет.

Чтобы убедиться в этом, достаточно вооружиться калькулятором и произвести несколько немудреных расчетов. Доля продуктов питания в общем объеме перевозок не дотягивает и до 10%. Прибавку к конечной цене продукта можно спрогнозировать в пределах 0,2-0,4%. Предположим, что «большегруз» перевозит 20 тонн хлеба (1 буханка – 0,4 кг) на расстояние 1 000 км. При установленном тарифе 1,53 руб./ км логистические издержки на перевозку одной буханки возрастают на 3 копейки. На самом же деле, такие грузы лишь в редких случаях везут на расстояние больше 200- 300 км. Львиная доля подобных автоперевозок приходится на строительные материалы: щебень, песок, лес и т.д. Соглашусь, что в данном случае прибавка к стоимости груза выйдет достаточно ощутимой.

Но с другой стороны, это как раз тот случай, когда цель оправдывает средства, поскольку наибольший ущерб дорогам наносят именно перегруженные фуры со стройматериалами! Замечу, что я нисколько не оправдываю неловкие решения законодателей, ведь, по сути, по их инициативе одно транспортное средство будет трижды облагаться налогом: транспортным; акцизами, заложенными в стоимость топлива; а вот теперь появился еще и «Платон». Как я уже неоднократно отмечал, наши законотворцы абсолютно не умеют признавать свои ошибки. Проблема в том, что нигде не прописана обязанность государства направлять часть собранных в виде налогов и акцизов средств на восстановление дорог. По моему мнению, необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым часть средств от продажи топлива направлялась бы на восстановление дорог.

Можно было бы установить и срок действия поправок, скажем, в течение двух лет, и на это же время ввести мораторий на взимание платы с владельцев грузовиков. В дальнейшем, если «акцизная» доля бюджета дорожных фондов будет в полной мере удовлетворять нужды отрасли, спорные нормы можно будет просто упразднить. Я считаю, что сегодня потенциал дорожной отрасли в плане прибыльности не используется и наполовину. Главное – не заниматься популизмом, а выбирать варианты, реализуемые на практике. Например, можно вложиться в строительство платных дорог, получая в последующем доходы как от взимания платы за проезд, так и за оказание иных услуг. Часть земель вдоль существующих трасс можно передать в хозяйственное ведение Федеральному дорожному агентству для сдачи их в аренду под строительство дорожной инфраструктуры, а вырученные средства направлять на восстановление старых и строительство новых дорог.

При этом, я бы не стал приравнивать «крестовый поход» дальнобойщиков на Москву к борьбе добра со злом. Ведь многое из того, что везут дальнобойщики, относится к не совсем, мягко говоря, официальным, доброкачественным поставкам. Не будем забывать, что, при всем уважении к дальнобойщикам, в т.ч. и из данного региона, огромная часть контрафактного алкоголя поставляется в Москву именно из Дагестана. И защищая свои интересы, они одновременно отстаивают и заведомо неправое дело своих «коллег». Да и по «грабительским поборам» есть вопросы: те же 12-13 тысяч рублей за проезд от Владивостока до Москвы вряд ли можно отнести к таковым. Однако отечественные бизнесмены пользуются принципом: в любой непонятной ситуации – повышай цену. А «Платон» все спишет».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.