Top.Mail.Ru
Россия и мир
0

Новая нарезка округов потребует колоссальных расходов

Во втором чтении депутатами были приняты поправки, корректирующие границы одномандатных округов во Владимирской области и Татарстане. В частности, по Татарстану предложение обусловлено географической и логистической целесообразностью. В варианте ЦИК РФ ряд округов расположены по обоим берегам рек Волги или Камы. Изменения же границ округов во Владимирской области связаны с отклонением численности избирателей от их среднего количества на один округ. По словам депутатов, округа в итоге «нарезали» с учетом всех изменений, которые прошли в составе РФ за прошедшие годы. О том, насколько затратны эти изменения и стоят ли они того, говорит Вера Захарова, доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС:

Во втором чтении депутатами были приняты поправки, корректирующие границы одномандатных округов во Владимирской области и Татарстане. В частности, по Татарстану предложение обусловлено географической и логистической целесообразностью. В варианте ЦИК РФ ряд округов расположены по обоим берегам рек Волги или Камы. Изменения же границ округов во Владимирской области связаны с отклонением численности избирателей от их среднего количества на один округ. По словам депутатов, округа в итоге «нарезали» с учетом всех изменений, которые прошли в составе РФ за прошедшие годы. О том, насколько затратны эти изменения и стоят ли они того, говорит Вера Захарова, доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС:

«Новую нарезку округов  обсуждали уже довольно давно, предложения были самые разные. Обобщив многие их них, в Государственную Думу был внесен проект соответствующего закона, в том числе, корректирующий границы одномандатных округов  в ряде субъектов Российской Федерации: во Владимирской области, Татарстане и др. Но избиратели ждут от очередного избирательного» шедевра» честных, прозрачных и достойных выборов, в которых будут участвовать любые желающие граждане. Хотелось бы, конечно,  видеть в ГД представителей всех адекватных политических сил страны и новые лица, но, это вопрос  неисполнимого будущего.

Говоря о положительных моментах  рассматриваемого законопроекта, следует выделить возвращение к смешанной системе выборов в Госдуму: 225 депутатов будут избираться по партийным спискам, еще 225 – по одномандатным округам. Такой подход теоретически дает возможность любому гражданину, желающему  стать депутатом и имеющему на это правовые основания реализовать свои цели.  Кроме того, у «одномандатников» больше развито чувство ответственности  и долга перед своими избирателями, у них более тесная обратная связь и, соответственно, они больше времени уделяют  проблемам своих избирателей.

Вместе с тем, мы понимаем, что выборы довольно затратное мероприятие, и не каждый желающий сможет позволить себя в них участвовать, несмотря на финансовую поддержку от государства. Соответственно, лиц, которые готовы, и будут защищать права  простых граждан в последующих созывах, будет сложно найти. Хотелось бы видеть в рядах депутатского корпуса именно тех людей, которые реально что-то делают, которые защищают наши с вами конституционные права и законные интересы, например, представители ОНФ, среди которые есть  очень достойные  и известные организации, в частности, профсоюзы, союзы женщин, ветеранов, автомобилистов и т.д., люди, которые реально  обладают лучшей практикой гражданского участия. 

Помимо этого,  новая «нарезка»  избирательных округов дает возможность объединения  крупных городов с сельскими районами, некий элемент репрезентативной системы демократии по Липхарду. Однако, боясь, что на практике своего истинного классического предназначения такая схема  не продемонстрирует.

Мнения экспертов по поводу «нарезки» избирательных округов самые разные, большинство из них склоняются к тому, что это еще один вариант, с помощью которого  власть будет манипулировать избирательным процессом в свою пользу. Соответственно ГД станет более зависимой и менее легитимной, кроме того, даст шанс более успешному выступлению кандидатов, поддержанных «Единой Россией» или местной исполнительной властью.

Как и все изменения, новая нарезка округов также имеет,  на мой взгляд, колоссальные расходы, связанные  с подготовкой соответствующих документов,  персонала,  работы политтехнологов, спичрайтеров и т.д.  Одна из главных задач, стоящих перед  кандидатами в депутаты по вновь нарезанных избирательным округам – привлечение достаточного количества средств для предвыборной кампании. По  различным оценкам экспертов, цена  работы  команды политтехнологов «под ключ»  в одномандатном округе колеблется  от ста пятидесяти миллионов до полумиллиарда  рублей. Такой «Эверест» покорить сможет не каждый…  Но бывают и исключения: есть харизматичные лидеры,  за которыми  тянется активный электорат, делающий прекрасный и почти бесплатный  пиар-продукт своему  лидеру.  Главное – чтобы выборы были прозрачными и честными!  И как сказал классик, в большинстве случаев конкуренция принимает драматический характер только там, где два вида недавно пришли в контакт, или там, где радикальное изменение условий среды нарушило ранее существовавшее динамическое равновесие».

 

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.