Россия и мир
31 марта 2015, 14:47 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс

Поддержка «Тангейзера» означает отказ огромной страны от своей тысячелетней культуры

Не только в Новосибирске, но уже и по всей России кипят страсти вокруг постановки оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском государственном театре оперы и балета. События нарастают, как снежный ком, страсти разгораются. Стороны не хотят слушать друг друга… Свое мнение на этот счет высказал профессор культурологии Новосибирского государственного университета экономики и управления Лев Штуден:«Бывают в жизни любой страны события, по сравнению с восстаниями, войнами, природными катастрофами вроде бы и не очень заметные, но ставящие на ее будни отчетливо-мертвую печать.Ну что за беда, например, что за вселенское потрясение ‒ поставить известную оперу с нелепо вставленным, никакого отношения к музыке не имеющим текстом, где на сцене вдруг ни с того ни с сего появляется Иисус Христос в окружении полуголых девиц, а публике со сцены показывают баннер с изображением распятия между раздвинутых женских ляжек?Произошло это в Новосибирске, в конце минувшего года. Оскорбленные верующие устроили митинг протеста и подали в суд на устроителей этой пакости. И довольно скоро, как по команде, видные деятели культуры России, доблестные правозащитники ужасно возмутились… Отнюдь не фактом кощунства, нет, ‒ реакцией верующих! «Мракобесие», «покушение на свободу творчества», «возвращение инквизиции» «православный фашизм», ‒ чего только не писали. Местный суд без лишних прений кощунников оправдал. Не будем даже гадать, что еще могут придумать поощренные в безобразии деятели оперного театра, это трудно даже вообразить себе. Но придумают обязательно: дорога открыта!Да что вы, что вы, какая ерунда, ‒ возразят многие. Ну, порезвилась креативная молодежь… На современной сцене еще не такое можно увидеть. Не нравится ‒ не смотрите… А вы нам толкуете про какой-то баннер.Нет, господа. Это ‒ важно. Это настолько важно, что даже военные авантюры политиков, даже резкая перемена климата, даже возможная экономическая катастрофа не перевесят этой важности. Речь-то идет не больше и не меньше, как об отказе огромной страны от своей тысячелетней культуры.

Не только в Новосибирске, но уже и по всей России кипят страсти вокруг постановки оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском государственном театре оперы и балета. События нарастают, как снежный ком, страсти разгораются. Стороны не хотят слушать друг друга… Свое мнение на этот счет высказал профессор культурологии Новосибирского государственного университета экономики и управления Лев Штуден:

«Бывают в жизни любой страны события, по сравнению с восстаниями, войнами, природными катастрофами вроде бы и не очень заметные, но ставящие на ее будни отчетливо-мертвую печать.

Ну что за беда, например, что за вселенское потрясение ‒ поставить известную оперу с нелепо вставленным, никакого отношения к музыке не имеющим текстом, где на сцене вдруг ни с того ни с сего появляется Иисус Христос в окружении полуголых девиц, а публике со сцены показывают баннер с изображением распятия между раздвинутых женских ляжек?

Произошло это в Новосибирске, в конце минувшего года. Оскорбленные верующие устроили митинг протеста и подали в суд на устроителей этой пакости. И довольно скоро, как по команде, видные деятели культуры России, доблестные правозащитники ужасно возмутились… Отнюдь не фактом кощунства, нет, ‒ реакцией верующих! «Мракобесие», «покушение на свободу творчества», «возвращение инквизиции» «православный фашизм», ‒ чего только не писали. Местный суд без лишних прений кощунников оправдал. Не будем даже гадать, что еще могут придумать поощренные в безобразии деятели оперного театра, это трудно даже вообразить себе. Но придумают обязательно: дорога открыта!

Да что вы, что вы, какая ерунда, ‒ возразят многие. Ну, порезвилась креативная молодежь… На современной сцене еще не такое можно увидеть. Не нравится ‒ не смотрите… А вы нам толкуете про какой-то баннер.

Нет, господа. Это ‒ важно. Это настолько важно, что даже военные авантюры политиков, даже резкая перемена климата, даже возможная экономическая катастрофа не перевесят этой важности. Речь-то идет не больше и не меньше, как об отказе огромной страны от своей тысячелетней культуры. А это, как учит нас история (если она нас вообще чему-нибудь учит) означает гибель цивилизации, на питательной почве которой возросли наши ценности, наши духовные учителя, наш Золотой и Серебряный век, живыми соками которых мы питались даже в самые черные дни сталинского лихолетья.

Поругание святынь ‒ дело действительно настолько важное, что требует ‒ в наши-то дни особенно ‒ специального разговора. Эту истину, конечно, не следует объяснять простым верующим. Их духовное око с далекого детства восприимчиво к мистической реальности, о которой сердце знает много лучше разума. Но абсолютно слепым предстает перед нею взор нашей удивительной, нашей замечательной либеральной интеллигенции!

Теперь-то нам осталось лишь внимательно наблюдать за эхом последствий кощунства в русском провинциальном оперном театре, как за цветом лакмусовой бумажки ‒ что представляет собою на самом деле «химический состав» нашей сегодняшней российской культурной жизни? Поймите меня правильно: я не жажду крови, не ратую за расправу. Но убежден, что публично указать на мерзость, на виновников мерзости и недопустимость мерзости ‒ это самое малое, что должен предпринять справедливый гражданский суд, если у нас действительно есть хоть что-нибудь похожее на гражданское общество».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Push 1