Top.Mail.Ru
Россия и мир
0

Пора менять позицию, что только государство определяет культурную политику в России

Разработанный по инициативе президента России Владимира Путина документ «Основы государственной культурной политики» вызвал большой интерес в экспертном сообществе. В Новосибирской областной библиотеке прошло специальное заседание по этому поводу. Своими оценками документа поделилась председатель Комиссии по развитию культуры, сохранению культурного наследия, духовно-нравственного и патриотического воспитания Общественной палаты Новосибирской области Светлана Тарасова: «Любые процессы регулирования в культуре всегда воспринимались как вмешательство, идеологическое вмешательство в свободу творчества. Очевидно, что за прошедшие 10–20 лет, когда активно, как мне кажется, шли либеральные реформы, ни государством, ни обществом не был сформулирован заказ на разработку вот такого концептуального документа в сфере культуры. Собственно говоря, от общества и сейчас такого заказа не было. Это инициатива президента РФ. Она была высказана Владимиром Путиным еще в ноябре 2013 года на Госсовете. После этого в 2014 году появляется этот документ. И опять же, инициатива президента – что документ «Основы государственной культурной политики» должен был пройти этап общественного обсуждения с мая по конец сентября. Это как раз происходит в период общественного обсуждения и внесения предложений, поправок в этот документ.Помимо «Основ государственной культурной политики» разработан федеральный закон, и уже завершилось его обсуждение. Это закон «О культуре в Российской Федерации». Последний действующий закон о культуре принимался 22 года назад, в то время, когда еще не было Конституции Российской Федерации. Очевидно, что неслучайно эти два документа разрабатываются одновременно.Я прочитала проект нового федерального закона о культуре. Он достаточно большой, где-то около 200 страниц. Стало понятно, что в новом федеральном законе закрепляется вертикальная модель культурной политики. Государством закрепляется 100 полномочий. В законе взаимосвязаны такие позиции, как государственная, бюджетная и целевая. И они привязаны к государственным мин

Разработанный по инициативе президента России Владимира Путина документ «Основы государственной культурной политики» вызвал большой интерес в экспертном сообществе. В Новосибирской областной библиотеке прошло специальное заседание по этому поводу. Своими оценками документа поделилась председатель Комиссии по развитию культуры, сохранению культурного наследия, духовно-нравственного и патриотического воспитания Общественной палаты Новосибирской области Светлана Тарасова:

«Любые процессы регулирования в культуре всегда воспринимались как вмешательство, идеологическое вмешательство в свободу творчества. Очевидно, что за прошедшие 10–20 лет, когда активно, как мне кажется, шли либеральные реформы, ни государством, ни обществом не был сформулирован заказ на разработку вот такого концептуального документа в сфере культуры. Собственно говоря, от общества и сейчас такого заказа не было. Это инициатива президента РФ. Она была высказана Владимиром Путиным еще в ноябре 2013 года на Госсовете. После этого в 2014 году появляется этот документ. И опять же, инициатива президента – что документ «Основы государственной культурной политики» должен был пройти этап общественного обсуждения с мая по конец сентября. Это как раз происходит в период общественного обсуждения и внесения предложений, поправок в этот документ.

Помимо «Основ государственной культурной политики» разработан федеральный закон, и уже завершилось его обсуждение. Это закон «О культуре в Российской Федерации». Последний действующий закон о культуре принимался 22 года назад, в то время, когда еще не было Конституции Российской Федерации. Очевидно, что неслучайно эти два документа разрабатываются одновременно.

Я прочитала проект нового федерального закона о культуре. Он достаточно большой, где-то около 200 страниц. Стало понятно, что в новом федеральном законе закрепляется вертикальная модель культурной политики. Государством закрепляется 100 полномочий. В законе взаимосвязаны такие позиции, как государственная, бюджетная и целевая. И они привязаны к государственным минимальным стандартам. По моему мнению, одна из прагматических задач, которые решаются разработкой и принятием государственной культурной политики, – это расстановка бюджетных приоритетов: на что в культуре тратить деньги, что поддерживать, а что нет.

Поэтому в документе «Основы государственной культурной политики» просматриваются 11 стратегических задач, на что государство будет направлять финансирование. Но, опять же, через бюджетные нормативы и через минимальные стандарты. Причем государство говорит о том, что деньги будут направляться не только на субъекты культурной деятельности в виде организаций культуры, но и на общественные организации, на общественные самодеятельные объединения, которые будут предлагать и реализовывать творческие инициативы в области культуры и искусства.

Что важно для учреждений культуры в этой связи? Важно, чтобы государственная культурная политика как минимум обеспечивала, во-первых, реальную доступность культурных благ населению через соблюдение принятых стандартов, норм обеспеченности организациями культуры. Сегодня этого не происходит. Во-вторых, чтобы работникам культуры был гарантирован достойный уровень оплаты труда. И желательно, чтобы к 2017 году зарплата в сфере культуры и средняя зарплата по региону уровнялись.

Следующее – чтобы организации культуры получали необходимый уровень бюджетных субсидий на выполнение государственного задания, чтобы эти субсидии рассчитывались обоснованно и чтобы они были закреплены правовыми актами. Собственно говоря, в «Основах государственной культурной политики» это хорошо закреплено. Там говорится, что задачей культурной политики является создание таких условий для этих институтов (подчеркиваю, не только для учреждений культуры, но и для общественных организаций), когда органы управления, в том числе в финансовой и экономической сферах, при принятии соответствующих решений исходили бы из того, что музей, библиотека, театр, филармония, концертный зал, дом культуры выполняют важнейшую общественно-государственную функцию исторического и культурного просвещения общества. А затраты на их содержание и развитие рассматривались бы как прямые инвестиции в будущее страны. Маленький пример из последнего доклада министра культуры РФ о состоянии культуры в стране. Называется акт «Посещаемость театров на одну тысячу жителей». Наш уровень выше, чем в странах Европы. И в первую четверку после Москвы, Санкт-Петербурга и Омска входит Новосибирск.

Теперь о расходах на культуру на душу населения. Люксембург – 310 евро. В России в пересчете на евро – 54. Мы видим, что действительно эти затраты на прямые инвестиции в культуру должны соответствовать ожиданиям, которые сегодня есть в российском обществе на любой территории, даже в Новосибирске – казалось бы, далеком от столицы городе.

Советник министра культуры Российской Федерации Толстой сравнил документ «Основы государственной культурной политики», как он говорит, с «культурной деятельностью» или с «конституцией культуры». В документе сказано, что государственная культурная политика должна строиться на влиянии культуры на все аспекты политики государства и сферы жизни общества. Дальше в документе говорится, что неправильно сравнивать услуги, оказывающиеся учреждениями культуры, с услугами, которые оказывают другие учреждения социальной сферы – бани, прачечные и собесы. Мысли правильные и слова замечательные. Однако мы видим, что одной из главных проблем, препятствующих развитию российской культуры, является ее недооценка. И недооценка эта идет со стороны политических и властных элит. Вот кто сегодня управляет, кто сегодня стоит у политики, кто сегодня не может до конца эту роль культуры увидеть… Это все возвращается к нам тем мизерным отношением, в сфере финансового обеспечения в том числе.

О чем, с моей точки зрения, забыли, что необходимо добавить в этот документ? К сожалению, как мне кажется, «Основы государственной культурной политики» и закон централизованы вокруг государственных функций. Совсем ничего не сказано о гуманизации. Идея и смысл ее в чем? В основе гуманизации стоит человек с его потребностями и с его правом развиваться, получать культурные блага, не противоречащие интересам других людей. Поэтому мне кажется, что в этом документе нужно делать крен и расширять общественное государственное участие в управлении культурой и смещать его с позиции, что только государство определяет и строит государственную культурную политику в России. В федеральном законе так и написано, что полномочия государства в следующем: принять, утвердить государственную культурную политику, предварительно ее обсудив. А в совместном видении государства и субъектов Российской Федерации остается лишь реализация этой государственной культурной политики».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.