Top.Mail.Ru
Россия и мир
0

Потребительский рынок могут спасти дешевые кредиты и индексация зарплат

Нынешняя осень оказалась непростой для российской экономики и рубля. Эксперты констатируют: за последние три месяца рубль обесценился на 20,8 %. О ситуации на потребительском рынке Приииртышья рассказала исполнительный директор компании «Продмассив», член правления Ассоциации развития предпринимательства Елена Смирнова:«Кризис идет рука об руку с серьезным снижением потребительского спроса, ощущается нехватка денежной массы, людям просто не на что покупать. Если говорить на примере нашей компании, то мы видим снижение розничного товарооборота приблизительно на 30 %. Оптовый рынок, по моим ощущениям, сократился на 45–50 %. В нашей отрасли клиенты оптового рынка – это прежде всего предприятия переработки. Если раньше они стремились закупить сырье на целый год вперед по выгодной цене, то сейчас они покупают ровно столько, сколько требует производственный цикл. Также наблюдается сокращение количества сделок на условиях отсрочки платежа. Если в докризисный период это была хорошая практика, то сейчас с отсрочкой покупать стало невозможно – свободных денег нет, предприятия стараются увеличить оборачиваемость средств, чтобы поднять свою эффективность. На мой взгляд, продуктовым ретейлерам также придется менять свои правила: раньше они всегда работали с отсрочкой в 30–40 дней, сейчас от этой практики придется отказаться, потому что поставщики не могут обеспечить такие запасы, у них просто нет на это средств.Казалось бы, дорогая валюта благоприятствует экспортерам (ведь выручку от продажи своих товаров они получают именно в валюте). Мы пробуем идти в данном направлении, изучаем спрос в соседних странах, но о каких-то крупных успехах в плане экспорта говорить пока рано. Хотя в принципе на рынке такая тенденция есть: европейским компаниям из-за дешевого рубля стало выгодно скупать российское сырье. И это приводит к росту цен: зачем наш поставщик будет работать с соотечественником, если европейский клиент способен дать более высокую цену?В то же время благодаря подорожанию валюты российская продукция на внутреннем рынке тепер

Нынешняя осень оказалась непростой для российской экономики и рубля. Эксперты констатируют: за последние три месяца рубль обесценился на 20,8 %. О ситуации на потребительском рынке Приииртышья рассказала исполнительный директор компании «Продмассив», член правления Ассоциации развития предпринимательства Елена Смирнова:

«Кризис идет рука об руку с серьезным снижением потребительского спроса, ощущается нехватка денежной массы, людям просто не на что покупать. Если говорить на примере нашей компании, то мы видим снижение розничного товарооборота приблизительно на 30 %. Оптовый рынок, по моим ощущениям, сократился на 45–50 %. В нашей отрасли клиенты оптового рынка – это прежде всего предприятия переработки. Если раньше они стремились закупить сырье на целый год вперед по выгодной цене, то сейчас они покупают ровно столько, сколько требует производственный цикл.

Также наблюдается сокращение количества сделок на условиях отсрочки платежа. Если в докризисный период это была хорошая практика, то сейчас с отсрочкой покупать стало невозможно – свободных денег нет, предприятия стараются увеличить оборачиваемость средств, чтобы поднять свою эффективность.

На мой взгляд, продуктовым ретейлерам также придется менять свои правила: раньше они всегда работали с отсрочкой в 30–40 дней, сейчас от этой практики придется отказаться, потому что поставщики не могут обеспечить такие запасы, у них просто нет на это средств.

Казалось бы, дорогая валюта благоприятствует экспортерам (ведь выручку от продажи своих товаров они получают именно в валюте). Мы пробуем идти в данном направлении, изучаем спрос в соседних странах, но о каких-то крупных успехах в плане экспорта говорить пока рано. Хотя в принципе на рынке такая тенденция есть: европейским компаниям из-за дешевого рубля стало выгодно скупать российское сырье. И это приводит к росту цен: зачем наш поставщик будет работать с соотечественником, если европейский клиент способен дать более высокую цену?

В то же время благодаря подорожанию валюты российская продукция на внутреннем рынке теперь может конкурировать по ценам с китайской и европейской продукцией. Условно говоря, если до кризиса килограмм омской ягоды стоил 100 рублей, польской – 50 рублей, а китайской – 60 рублей, то сейчас цены практически сравнялись. Но такой ценовой паритет не приносит ощутимого роста прибыли. Если бы рынок был стабилен, возможно, так бы оно и было, но сейчас он сокращается.

Я думаю, ситуация улучшилась бы, если бы компании получили возможность пополнять оборотные средства, получили бы доступ к дешевым кредитам. Также выручила бы адекватная инфляции индексация зарплат. Скажем, в прошлом году было большое повышение пенсий. На мой взгляд, это очень сильно повлияло на рынок, помогло сохранить покупательскую способность, поэтому в текущем году продажи не резко обрушились, а плавно скатываются вниз».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.