Top.Mail.Ru
Россия и мир
0

У ЦБ есть вопросы к значимым на страховом рынке игрокам

В этом году российский рынок страхования вновь ожидают изменения, скажем так, принудительного характера. Напомню, что с весны 2014 года ЦБ – в статусе мегарегулятора – обращает внимание на представителей не только банковского, но и страхового рынка. Про чистку на банковском рынке все помнят, и нет особой необходимости подробно рассказывать эту историю. Что же до страхового рынка, то в 2015 году без лицензий остались 17% страховщиков, в наступившем году аналогичная судьба ожидает уже около 40% оставшихся на рынке компаний. Если быть точным, директор департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук отнес к рискованным компаниям 135 из 334 сохранившихся на рынке страховщиков. Комментирует заместитель генерального директора СПАО «Ингосстрах» Илья Соломатин:

В этом году российский рынок страхования вновь ожидают изменения, скажем так, принудительного характера. Напомню, что с весны 2014 года ЦБ – в статусе мегарегулятора – обращает внимание на представителей не только банковского, но и страхового рынка. Про чистку на банковском рынке все помнят, и нет особой необходимости подробно рассказывать эту историю. Что же до страхового рынка, то в 2015 году без лицензий остались 17% страховщиков, в наступившем году аналогичная судьба ожидает уже около 40% оставшихся на рынке компаний. Если быть точным, директор департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук отнес к рискованным компаниям 135 из 334 сохранившихся на рынке страховщиков.  Комментирует  заместитель генерального директора СПАО «Ингосстрах» Илья Соломатин:

«Давайте разберемся, нужно ли пугаться этой ситуации и таких цифр. Если вспомнить, то в конце 90-х годов общее число страховщиков превышало 3000 фирм – как крупных, так и не очень. С каждым годом их число постепенно снижалось – кто-то разорялся, утратив доверие клиентов, кто-то уходил в другой бизнес. Варианты были самые разнообразные. В последние годы рынок страхования стремительно консолидировался – эволюционные процессы, неминуемые для рыночной экономики, ускорили кризис. В тяжелые времена выживают сильнейшие, надежные страховые компании, и это естественный процесс. В конечном счете, подобные процессы идут на пользу как финансовой системе страны, так и тем, для кого работают страховщики – конкретным потребителям.

Поясняю: согласно статистике, сейчас около 95% сбора страховых премий и так приходится на полсотни крупнейших страховщиков. Тем самым, казалось бы, перемены будут носить скорее закономерный характер.

Но есть и еще один важный момент – регулятор намекает, что вопросы имеются и к системно значимым игрокам на страховом рынке. Вопрос в ином: у каждого из страховщиков федерального уровня есть как действительные, так и потенциальные клиенты в каждом российском регионе. Да, страховая защита должна быть качественной, обеспеченной активами страховой компании, разумными и достаточными страховыми резервами – безусловно. Но при этом выскажу мнение, что резкие потрясения никому не нужны и даже излишни в кризисные времена.

Действия регулятора разумны и своевременны, безусловно, – страховой рынок должен быть зрелым, цивилизованным, стабильным, надежным. Но – исходя из ранее сказанного – хотелось бы рассказать о встречном предложении представителей страховой отрасли. Что есть у банковского сектора, и чего нет у страхового? Механизма саморегуляции, направленного в первую очередь на комфорт конечных потребителей страховых услуг. Об идее создания такого механизма на днях говорил наш коллега, президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Речь идет о варианте, при котором Агентство страхования вкладов становится таким же санатором для страховщиков, как для банков. Сейчас, напомню, у клиентов страховых компаний нет такой же «подушки безопасности». Как это могло бы выглядеть на практике? Пять-семь крупнейших страховщиков просят ЦБ предоставить средства на работу с конкретной компанией, планирующей покинуть рынок. Они совместными усилиями либо вытаскивают эту компанию из трудного положения, либо консолидируют на свой бюджет.

Какие тут положительные моменты? Клиенты этой компании  в любом случае защищены от потери сил, времени и денег. Они либо продолжают взаимодействие со страховщиком, с которым ранее заключили договор, либо без особых временных затрат получают страховую защиту у другой компании. Ну а, например, Российскому союзу автостраховщиков не приходится тратить существенные суммы из компенсационных фондов для урегулирования страховых случаев клиентов  компаний-банкротов по полисам ОСАГО. 

В ЦБ обещали в ближайшее время ответить на предложение о совершенствовании страхового рынка силами самих страховщиков. Так что, надеюсь, в скором времени можно будет вернуться к  теме саморегуляции рынка страхования с учетом принятого ЦБ решения».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.