горячие темы
Россия и мир
3 февраля 2014, 11:26 0
Информационное агентство «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс

Выделение льготных кредитов малому бизнесу может стать причиной коррупции

В правительстве России активно обсуждают меры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе повышение доступности кредитных инструментов за счет использования средств Фонда национального благосостояния, а также вопрос совершенствования механизма предоставления кредитных гарантий.

В правительстве России активно обсуждают меры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе повышение доступности кредитных инструментов за счет использования средств Фонда национального благосостояния, а также вопрос совершенствования механизма предоставления кредитных гарантий.

Своим мнением о том, каким путем может идти государство в своем желании помочь представителям малого бизнеса, с «ФедералПресс» поделился вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов.

«С точки зрения банков, новые механизмы, рассматриваемые на государственном уровне и позволяющие расширить кредитование, конечно, заслуживают поддержки – даже если эти меры носят локальный характер и дублируют друг друга, – считает наш эксперт. – Но возможен и другой взгляд, если говорить о государственном подходе.

На сегодняшний день банками выдано почти пять триллионов рублей кредитов малому и среднему бизнесу. Это огромные деньги – почти 150 миллиардов долларов. Для понимания: все предлагаемые государственные элементы поддержки не достигают пяти процентов обозначенной суммы.

Сегодня на уровне кабинета министров России обсуждаются три модели поддержки малого и среднего предпринимательства. Первая – успешно действует. Так, МСП-банк (банк поддержки малого и среднего предпринимательства, «дочка» Внешэкономбанка, – прим. ред.) на 200 миллиардов рублей предоставил кредиты своим банкам-партнерам, а таковых у МСП порядка 180 по всей стране. И они давно занимаются долгосрочными инвестиционными проектами, в первую очередь, вкладывая средства в производственный сектор. Такой механизм действует уже около 10 лет и очень хорошо себя зарекомендовал.

Одновременно в правительстве обсуждаются еще две модели – то ли альтернативные, то ли дополнительные. Так, Минэкономразвития предлагает создать с нуля некую национальную систему гарантийных организаций «Агентство кредитных гарантий», в том числе на уровне регионов. С точки зрения банков, такие гарантии можно только приветствовать, потому что это означает снижение кредитного риска и расширение возможности предоставления ссуд малому бизнесу. Но агентство может стать параллельной структурой с уже действующей – я имею в виду тот же МСП-банк, который получает те же государственные деньги от ВЭБа, затем передавая их своим партнерам на развитие малого и среднего бизнеса.

Третья обсуждаемая модель – выделение 100 миллиардов рублей за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Их предлагается разместить на депозит ВЭБа, а дальше банк начал бы эти деньги направлять на кредитование среднего бизнеса, используя льготные ставки. Планируется выделить 100-200 «прорывных» проектов под кредиты в 10 процентов. Но это, по сути, ставит представителей бизнеса в заведомо неравные условия и позволяет говорить о непрозрачности принимаемых в будущем решений, то есть о коррупционном риске. Чего греха таить – практика показывает, что провести отбор эксклюзивных проектов так, чтобы комар носа не подточил, будет очень сложно.

Вообще, если сравнивать 100 миллиардов рублей, широко анонсируемых государством в качестве государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, с пятью триллионами, уже предоставленными банками на коммерческих условиях, то возникает ряд вопросов. Например, стоит ли распылять этот достаточно небольшой государственный ресурс по разным моделям поддержки бизнеса? Надо ли на этих сравнительно небольших деньгах плодить такое количество разнообразных проектов и структур, содержание которых само по себе затратно?»

Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments