Top.Mail.Ru
Политика
Нижегородская область
0

«Мятежникам» из нижегородского ТЮЗа грозит расправа

Александр Калягин написал открытое письмо Валерию Шанцеву

Дирекция Нижегородского театра юного зрителя, безусловно опирающаяся на поддержку регионального министерства культуры и информации, ведет планомерную работу по творческому развалу театра. На это председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин обратил не только личное внимание нижегородского губернатора Валерия Шанцева, но и внимание всей театральной общественности страны.

Дирекция Нижегородского театра юного зрителя, безусловно опирающаяся на поддержку регионального министерства культуры и информации, ведет планомерную работу по творческому развалу театра. На это председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин обратил не только личное внимание нижегородского губернатора Валерия Шанцева, но и внимание всей театральной общественности страны.
Письмо Калягина Шанцеву от 19 февраля названо открытым и опубликовано на официальном сайте СТД. Ранее, в конце января, народный артист России уже обращался к губернатору и даже получил ответ. Однако, исходя из этого ответа, был вынужден сделать вывод, что Шанцев опирается на «совершенно искаженную и одностороннюю информацию о реальном состоянии дел в театре».
Напомним, осенью прошлого года «ФедералПресс» следил за конфликтом в нижегородском ТЮЗе. После того как директор областного департамента культуры Михаил Грошев назначил заместителем директора театра по художественно-постановочной части (художественным руководителем) Виктора Симакина, уже не однажды возглавлявшего ТЮЗ, здесь началась голодовка. Прежде чем ее объявить, 45 актеров и сотрудников театра направили губернатору письмо о неприемлемом, с их точки зрения, кадровом решении Грошева, делающем невозможным работу главного режиссера Владимира Золотаря, но ответа не получили.
Голодать начали 13 человек, большей частью не обремененных проблемами со здоровьем. С молодежью была режиссер-педагог заслуженная артистка России Елена Фирстова. Поняв, что его актеры отступать не намерены, стал голодать и вернувшийся из служебной поездки Золотарь. Число участников голодовки росло по мере того, как становилось ясно, что чиновники от культуры идти на диалог не хотят. К молодежи присоединились убеленные сединами заслуженные и единственный народный. Хотя, заметим, свои сторонники были и у дважды отставленного из ТЮЗа Симакина.
Между тем, конфликт посеяли как раз чиновники. Чтобы понять, что он не имеет ничего общего с привычными, увы, внутритеатральными распрями, надо знать, что происходило с театром в последнее время. Три года назад привезенный Шанцевым из Москвы на пост директора департамента культуры Сергей Щербаков пригласил, в свою очередь, в полусонный ТЮЗ энергичный десант из Екатеринбурга. Новый худрук театра Вячеслав Кокорин вдохнул в него жизнь. Благодаря участию ТЮЗа в российских и международных фестивалях о Нижнем снова узнала российская театральная общественность. Больше того, город, где в течение двух десятков лет не проводился ни один театральный фестиваль, принял у себя экспериментальную «Новую драму» и престижный «Реальный театр».
Однако Щербаков уехал обратно в Москву, и сплотившаяся вокруг Кокорина команда лишилась поддержки. Последней для худрука каплей стало прекращение финансирования открытого на базе ТЮЗа курса ГИТИС-РАТИ – приехавших учиться у Кокорина студентов из разных городов распустили по домам. Разочарованный худрук вернулся домой в Екатеринбург. Театр он передал молодому единомышленнику Золотарю. Но директором стал не имевший никакого отношения к искусству, зато хорошо знакомый новому директору департамента Грошеву Максим Крохин. Затем при живом главном режиссере Грошев назначил еще и заместителя директора по худчасти – Симакина. Вот и случилась голодовка. К такой мере защиты своих сугубо не экономических интересов никто в городе не прибегал со времен ссылки Андрея Сахарова.
На шестой день голодовки нижегородских актеров уговорил поесть народный артист России Евгений Стеблов, прибывший в Нижний Новгород во главе конфликтной комиссии СТД РФ. Комиссия констатировала, что основой конфликта стало наличие в штатном расписании театра двух должностей творческих лидеров, а причиной – назначение Симакина без согласования и учета мнения ведущих мастеров театра. Вместе с заинтересованными сторонами был избран компромиссный путь выхода из кризиса: решили, что теперь в театре будут две творчески автономные труппы – под руководством Золотаря и под руководством Симакина. Директору театра Крохину предложили разработать положение об организации творческого процесса, чтобы ничьи права и творческие интересы не были ущемлены. СТД принял к сведению заявление директора департамента культуры Грошева о готовности выступить гарантом достигнутого компромисса и предложил провести в нижегородском ТЮЗе II всероссийский передвижной театральный фестиваль-лабораторию «Колесо» с привлечением расширенного круга театральных специалистов.
Эксперты «ФедералПресс», единогласно возложившие ответственность за происходящее в ТЮЗе на чиновников от культуры, отнеслись к такому решению по-разному. Кто-то назвал его мудрым, выразив надежду на то, что творчески бессильное отомрет само, а также лично на Стеблова, пообещавшего присматривать за нижегородским ТЮЗом. Но куда ближе к реальности оказался прогноз театрального критика Елены Черновой: «Решение, которое принято «по ситуации», считаю половинчатым. Более того, оно неминуемо спровоцирует дальнейшие осложнения».
Через полгода после отъезда комиссии СТД «дальнейшие осложнения» привели отчаявшихся актеров и главного режиссера Золотаря в нижегородскую приемную Владимира Путина. 8 февраля принявший их депутат Госдумы Александр Хинштейн обсуждал «возмутительную ситуацию» в ТЮЗе с Калягиным. Как рассказал после этой встречи депутат, председатель СТД в подробностях знает о том, что происходит в Нижнем, крайне удручен этим и уже направил послание ставшему вскоре после завершения голодовки министром Грошеву и губернатору Шанцеву.
Теперь написано и открытое письмо губернатору. Калягин констатирует «бюрократический саботаж» рекомендаций конфликтной комиссии, с которыми дирекция театра и министерство (тогда еще департамент) вроде бы согласились. Принципиальные для творческой жизни театра решения, говорится в письме, принимаются без учета мнения главного режиссера. Хотя, судя по приведенным далее фактам, это весьма дипломатичная формулировка. В частности, репертуар театра на март составлен в полном противоречии с интересами главного режиссера и его творческой группы, а поставленный Золотарем полтора месяца назад спектакль приказом дирекции от 9 февраля вообще списан. Прекращены репетиции спектакля «Приключения Тома Сойера», причем никакие ссылки на отсутствие средств тут не могут быть приняты: во-первых, дирекция утверждает о стабилизации финансового положения театра, во-вторых, СТД РФ предоставляет для этой масштабной постановки грант по программе государственной и общественной поддержки театра для детей и подростков под патронажем президента страны.
Дирекция театра, говорится в письме, нарушает договоренности о сохранении трудовых отношений с артистами творческой группы Золотаря. Уволены несколько молодых актеров. Заслуженной артистке России Фирстовой вместе с уведомлением о сокращении ее должности по причине оптимизации штатного расписания предложено трудоустройство в качестве уборщицы. Попала под сокращение композитор и музыкальный руководитель театра Ольга Шайдуллина.
Что касается отказа от проведения весной 2010 года театрального фестиваля-лаборатории «Колесо», то ссылки на его затратность не имеют под собой никаких оснований, поскольку фестиваль полностью финансируется СТД РФ. Причина, по мнению Калягина, в другом: в том, что фестиваль должен был послужить творческой реабилитации нижегородского ТЮЗа, дать возможность представителям широкой театральной общественности России самим сделать вывод о реальном творческом состоянии театра и его труппы. Вместо этого, сказано в открытом письме, «нам предлагают спокойно подождать, пока театр будет окончательно творчески разрушен. Пока на месте интереснейшего, спорного и бурлящего творческого организма будет построен театр образцовой управленческой команды. Пока из театра будет выдавлен главный режиссер Золотарь. Пока произойдет окончательная расправа над мятежной труппой».
Перевесит ли в глазах губернатора информация от председателя творческого союза информацию от регионального министра, покажет время. Впрочем, у депутата Хинштейна есть для Золотаря и его актеров запасной выход: он готов, в случае чего, провести переговоры с губернаторами соседних регионов на предмет их трудоустройства.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.