Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«В наше время существуют новые способы отказаться от курения сигарет»

«Я против курения, но не против курильщиков, если вы понимаете разницу»
«Я против курения, но не против курильщиков, если вы понимаете разницу»

Борьба с никотиновой зависимостью постепенно становится трендом на национальном уровне. Правительство ужесточает закон в части продажи табачных изделий, в интернете появляются новые сообщества, пропагандирующие здоровый образ жизни, а с телевизионных экранов лидеры заявляют гражданам о том, что «курить уже не модно». Тем не менее, согласно недавнему совместному исследованию ВЦИОМ и Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко, за последние два года количество россиян, отказавшихся от пагубной привычки, никак не изменилось.

На данный момент реальной альтернативой для людей, которые не готовы расстаться с вредной привычкой, являются электронные средства доставки никотина. В научном сообществе бытует мнение, что использование электронных сигарет поможет снизить риск возникновения заболеваний, связанных с курением. Согласно документам, опубликованным на сайте ВОЗ в преддверии проведения 7 сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, «если бы большинство курильщиков перешли на электронные сигареты, а потом перестали пользоваться и ими, это стало бы значительным достижением в области защиты общественного здоровья».

Известный антитабачный активист, помощник бывшего премьера Великобритании Тони Блэра Клайв Бэйтс убежден, что традиционные кампании по борьбе с курением заведомо обречены на провал. В интервью корреспонденту «ФедералПресс» эксперт рассказал о зарубежном опыте борьбы с курением, а также о том, почему запрет на электронные сигареты станет очередным вкладом в защиту табачного лобби.

Господин Бэйтс, вас часто называют ярым противником курения. Почему вы решили избрать для себя этот путь?

Я возглавил организацию по борьбе с курением в 1997 году, однако о том, что курение является причиной рака, заболеваний сердца и прочих недугов, мне было известно за много лет до этого. Мой отец умер от болезни, связанной с курением. Я никогда не пробовал курить, однако при этом с симпатией отношусь к тем, кто курит. Таким образом, я против курения, но не против курильщиков, если вы понимаете разницу.

О вреде курения известно всем, и тем не менее год от года численность курящих не снижается. Получается, что табачное лобби сильнее, чем госструктуры и различные организации в области здравоохранения?

Прежде всего, табачное лобби – не единственная причина, по которой люди курят сигареты. Некоторые, например, употребляют коноплю, амфетамин и другие наркотики, хотя для них нет никакого лобби, и если начать заниматься подобной пропагандой, окажешься в тюрьме. В данном случае мы скорее имеем дело с рискованным поведением подростков. Это может выражаться в курении, вождении машины в нетрезвом виде, избыточном употреблении алкоголя, занятии сексом без должных мер предосторожности и так далее. Речь идет о целом наборе проявлений рискованного поведения. Конечно, некая часть курильщиков становится таковыми благодаря усилиям табачного лобби, но это не основная и не главная часть, и это далеко не единственная причина, по которой люди начинают курить.

Борьба с курением – тоже своего рода бизнес. Нет ли у вас ощущения, что в мире постепенно формируется лобби фармацевтических компаний, которые, по сути, используют слабости людей в корыстных целях?

Я думаю, что фармацевтические компании играют свою роль, однако не считаю, что в антитабачном движении она решающая. В основном речь идет все-таки о культурных и идеологических различиях. Антитабачное движение во многом финансировалось такими людьми, как Майкл Блумберг и Джордж Сорос, и оно пропагандирует как раз-таки полный отказ от курения. Это и есть основное направление. Кроме того, мы видим деятельность медицинских сообществ и организаций, направленных на охрану здоровья, – например, Европейского респираторного общества (ERC) и Европейского общества кардиологов (ESC). Они проводят многочисленные конференции [на тему здравоохранения], в том числе при поддержке фармацевтических кампаний. При этом каждый раз на подобных встречах параллельно с обсуждением негативного влияния курения что-то всегда будет сказано о вреде электронных сигарет.

Раз уж мы заговорили об электронных сигаретах. В начале сентября помощник премьер-министра России, экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко предложил ввести полный запрет на электронные сигареты, также называемые «вейпы». Хотелось бы узнать ваше отношение к этой инициативе.

Я полагаю, что это очень грубая ошибка. Фактически он (Геннадий Онищенко – прим. ред.) оставляет на рынке безусловно вредный продукт, поскольку не предлагает запретить сигареты. В то же время этой мерой Онищенко предпринимает попытку исключить с прилавков продукт, который, доказано, на 95 процентов менее вреден и который пользуется спросом [у потребителей]. Поэтому, если по каким-то извращенным причинам он хочет защитить табачную индустрию и получить больше смертей, вызванных курением, то это, безусловно, логичный и правильный ход.

Известно, что любой жесткий запрет влечет за собой попытки его обойти. Как вам кажется, может ли мораторий на электронные сигареты открыть потребителю путь на рынок нелегальной продукции?

Обычно это приводит к невозможности выполнения мер [принятых правительством]. Как правило, некий законодатель или регуляторное агентство выпускает указ [к примеру, запрещающий продажу электронных сигарет] и считает, что в результате вступления в силу данного документа все перестанут использовать ту или иную вещь. На практике люди все равно это используют, будут заказывать по интернету где-нибудь в Китае. Таким образом, товар будет нелегально перевозиться через границу по примеру рынка наркотиков, а в некоторых странах и по примеру рынка сигарет. Такие криминализованные пути доставки, продажи и так далее сами по себе уже могут превратиться в огромную индустрию. Но по иронии судьбы, если речь идет об электронных сигаретах, то это будет первое криминальное объединение, которое направлено на улучшение общественного здоровья.

Как бы государство ни боролось с проблемой курения, по статистике, 60 процентов людей курят под влиянием своих знакомых-курильщиков…

И в Великобритании, и в США резкое сократилось число курильщиков среди подростков. Как вы правильно заметили, мы имеем дело с давлением окружения. Соответственно, чем меньше число курильщиков в окружении, тем оно ниже. Увеличение налогов, запрет рекламы и предупреждения [о вреде курения], которые печатаются на пачках сигарет, влияют также и на молодежь. Существует и другая теория, пока еще не проверенная, согласно которой в наше время у подростков есть другие формы самовыражения. Прежде всего они связаны с различными гаджетами. Например, месячное обслуживание мобильного телефона со всеми его «наворотами» по стоимости обходится примерно так же, как курение сигарет. Поэтому сейчас есть теория, что мобильники как форма самовыражения заменили подросткам сигареты.

В нашей стране очень распространена система двойных стандартов. Врач, который рекомендует пациенту бросить курить, сам в перерыве не упускает возможности затянуться сигареткой. На ваш взгляд, должны ли люди, которые работают в системе здравоохранения, в обязательном порядке воздерживаться от курения?

Меня всегда немного беспокоит законодательный запрет любой формы человеческого поведения. Мне это кажется слишком авторитарным. Но если вы действительно хотите повлиять на курильщиков, то, наверное, самым правильным ходом для начала подобной кампании будет работа с курящими сотрудниками сферы здравоохранения – чтобы они переходили с обычных сигарет на электронные, тем самым демонстрируя широким слоям пациентов правильное поведение, направленное на снижение вреда [от курения].

Господин Бэйтс, насколько, на ваш взгляд, реально соблюсти баланс между профилактикой курения и правом на сознательный выбор каждого конкретного гражданина?

Свобода выбора очень важна. Вопрос стоит несколько иначе: может ли государство с помощью повышения налогов, запрета на рекламу и других мер подобного характера создавать некие побудительные факторы, которые повлияют на этот выбор. Традиционные методы такого рода воздействий были всегда направлены на то, чтобы создать у людей стимулы для полного отказа от курения. Проблема в том, что значительная часть курильщиков либо не хочет, либо не может отказаться от никотина и очень его любит. Успех подобного рода кампаний, направленных на полный отказ от курения, всегда будет ограничен до группы людей, которые не захотят делать это, несмотря на все меры. Поэтому другой подход заключается в том, чтобы побудить курильщиков не отказаться от сигарет полностью, а перейти на электронные, при этом продолжая получать никотин, но снижая на 95% остальные факторы риска, связанные с курением, и тем самым уменьшая вред.

Напоследок приведите, пожалуйста, пять самых веских аргументов за то, чтобы отказаться от пагубной привычки раз и навсегда.

Во-первых, если ты куришь практически всю свою жизнь, то шанс преждевременной смерти достигает 50 %, и продолжительность жизни в среднем сокращается на 10 лет.

Второе: если ты куришь, то причиняешь вред здоровью своих близких – прежде всего своих детей. Кроме того, вероятность, что дети курильщиков сами начнут курить, значительно больше, что, как следствие, негативно повлияет на их здоровье.

Третий аргумент в пользу отказа от курения заключается в экономии денежных средств.

Четвертый: в определенных социальных кругах и сферах курение – некая стигма, которая делает человека нежеланным в данном обществе. Может быть, в России это сейчас не так ощущается, однако количество кругов, социально не принимающих курильщиков, будет расти. То есть, если сформулировать кратко, отказавшись от курения, ты избегаешь клейма антисоциального поведения.

И пятое: в наше время существуют способы отказаться от курения сигарет, при этом сохранив потребление никотина. Я имею в виду переход на электронные сигареты и другие формы потребления табачных продуктов, не связанных с курением, благодаря которым исключается по меньшей мере 95 % рисков [от употребления никотина].

Справка «ФедералПресс»:

Клайв Бэйтс (Clive Bates) – непримиримый борец с курением, помощник бывшего премьера Великобритании Тони Блэра. Обладает обширным опытом работы как в частном секторе (IBM), так и в государственном (Стратегическое подразделение в правительстве Тони Блэра).

Сотрудничал с ООН, Гринпис, инициативной группой «Курение и здоровье» (ASH). В ходе своей деятельности заинтересовался бездымными альтернативами табаку. В 2013 г. создал и возглавил собственную кампанию по защите общественных интересов и просвещению. Ведет блог Counterfactual.

фото:vapingpost.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.