Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов рассказал о результатах программы реновации школ, которая реализуется в регионе на протяжении двух лет, а также о критериях отбора школ.
Сергей Валентинович, реновация школ в Ленинградской области это краткосрочная программа «пока есть средства» или государственная политика, которая затронет все учебные заведения региона?
Идея реновации старых школ и вообще объектов системы образования принадлежит губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко и связана, прежде всего, с тем, что основная масса школ в регионе построена в 60-70-е годы прошлого века. Здания еще достаточно крепкие, но морально помещения и оснащение учебных классов уже устарели – требуется комплексное обновление энергетических и инженерных систем, ремонт классов, замена деревянных строительных конструкций – дверей и окон, замена учебной мебели и оборудования.
Когда программа только начиналась, были скептики, которые считали, что она быстро закроется. Но сегодня само за себя говорит количество отремонтированных школ, программа на очередной финансовый год и аналогичный федеральный проект, взявший за основу программу Ленинградской области.
В 2015 году отремонтировано пять школ в четырех районах на общую сумму 118,7 миллионов рублей из средств областного бюджета. В 2016 году на 300 миллионов рублей собственных средств мы провели реновацию 11 школ в 11 районах и еще 600 миллионов рублей привлекли из федерального бюджета. Часть федеральных средств была направлена на создание центра образования в Кудрово, часть – на реновацию существующих школ. В 2017 году ставим перед собой еще более амбициозные планы – провести реновацию сразу в 14 школах. В областном бюджете по программе предусмотрено более 600 миллионов рублей.
Стоит сказать, что запущена такая же программа реновации и для учреждений профессионального образования. Мы начали с двух учреждений в 2016 году, а на следующий год запланировали уже пять. Также мы будем постепенно включать в реновацию детские сады и учреждения дополнительного образования детей с тем, чтобы охватить все сферы.
Все ли школы попадают в программу реновации? Есть ли какие-то особые критерии отбора?
Один из главных критериев при отборе – это комплексный подход. Школа должна быть готова к полноценной реновации от и до, чтобы в ней можно было провести весь комплекс работ, и потом школа бы долго не требовала дополнительных инвестиций. Если мы сохраним набранный темп работ, то за пять лет сможем полностью провести реновацию всех школ и учреждений профессионального образования, которые этого требуют.
Как решается вопрос с организацией учебного процесса во время ремонтных работ?
Безусловно, ремонтные работы занимают время, ведь речь идет о комплексном подходе, а дети должны учиться. Один из вариантов организации учебы на время ремонта – распределение детей в близлежащие учебные заведения, обязательно с предоставлением специального транспорта – школьных автобусов, если речь идет о сельской местности. Второй вариант – разделение работ на этапы и деление здания школы на секции, так что обучение можно проводить в одной части школы, а ремонт – в другой. Но подчеркну, этот вариант возможен только в том случае, если состояние зданий и характер необходимых работ не несут риска для безопасности детей. Каждое муниципальное образование перед принятием решения прорабатывает вопрос с учетом объемов работ, технологий и этапов строительства.
«ФедералПресс» напоминает: ранее руководитель Ленинградской области Александр Дрозденко прокомментировал программу реновации школ. «Сегодня получить современное образование можно, только если и школьное здание, и оснащение классов находится на уровне 21 века. Об успешности программы реновации свидетельствует аналогичный федеральный проект, а также количество отремонтированных в регионе школ и планы на следующий финансовый», – сказал губернатор.
Глава региона также выразил надежду, что примеру Ленинградской области последуют и другие субъекты Российской Федерации.
«Потому что это очень важно. Если мы хотим, чтобы наши дети получали современное образование, мы должны его давать в современных школах, которые отвечают сегодняшнему дню», – отметил Александр Дрозденко.
Вопрос обновления школ был поднят президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в ходе ежегодного послания Федеральному собранию. Тезис таков: в стране не должно остаться школьных зданий в ветхом и аварийном состоянии. «Везде на всей территории нашей большой страны дети должны учиться в удобных, комфортных, современных условиях, поэтому мы продолжим программу реконструкции и обновления школ. У нас не должно остаться школьных зданий, находящихся в аварийном, ветхом состоянии, не имеющих элементарных удобств, – подчеркнул глава государства. – Вы знаете, что с 2016 года реализуется программа создания новых мест в общеобразовательных организациях. Эта программа рассчитана на 2016-2025 годы – по 25 миллиардов рублей предусматривается».
Отметим, что ранее программу реновации школ представили министру образования и науки Российской Федерации Ольге Васильевой. В ноябре делегация Ленинградской области приняла участие в Х Международном конгрессе-выставке «Образование без границ-2016», прошедшем в Москве. Стенд Ленинградской области осмотрела министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Министру были представлены проекты «Лучшие практики взаимодействия с работодателями» и «Лучшие практики сетевого взаимодействия», а также программа реновации школ.
1 сентября 2016 года в школы Ленинградской области пришли более 140 тысяч учеников, в том числе 17,5 тысяч первоклассников (почти на 2000 больше, чем в прошлом году). В этот же день открылись три новые школы – на 1600 мест и 600 мест в Кудрово, а также на 1 224 места в поселке Мурино Всеволожского района.