Последние несколько лет в безветренную погоду, чаще зимой, челябинцы буквально задыхаются от смога. Свой вклад в это вносят и промышленные предприятия, и автомобили. Многие недобрым словом вспоминают «дорожную революцию», подарившую городу-миллионнику широкие дороги, но «убившую» зеленые посадки и газоны. Примечательно, что последняя инвентаризация деревьев и кустарников проводилась в Челябинске в 1980 году, вскоре городские власти планируют повторить эту процедуру. Ну а пока жителям города приходится довольствоваться тем, что есть: куцыми газонами и порою пустующими клумбами в центре города. О роли растений в борьбе за чистый воздух рассуждает кандидат биологических наук, директор Ботанического сада Челябинского госуниверситета Вера Меркер.
Зеленые насаждения улучшают качество воздуха
«Создание зеленых зон вдоль транспортных полос и магистралей относится к обязательным санитарным мерам охраны чистоты атмосферного воздуха. Зеленые насаждения в городе обладают широким спектром экологических преимуществ, главное из которых — улучшение качества воздуха.
Если говорить о конкретных данных снижения загрязнения зелеными насаждениями, при формировании полос вблизи транспортных магистралей, необходимо помнить, что уровень снижения загрязнения зависит от структуры этой полосы. В летнее время естественно эффективность полосы максимальна. Двух-четырех рядные зеленые насаждения обладают максимальным процентом снижения загрязненности. Уровень загрязненности изменяется с учетом типа, плотности посадки и их структуры.
Какие деревья лучше высаживать возле дорог?
Эффективность зеленых насаждений довольно высока, но пыле- и газозащитные свойства различных пород деревьев и кустарников не одинаковы. Лучше всего на себе задерживают пыль растения с шершавой листвой, покрытые ворсинками или с крупными листовыми пластинами. Это разные виды вязов, сиреней. Есть данные о том, что вяз задерживает в шесть раз больше загрязнений, чем тополь, а листья сирени — в три раза больше тополя. Эффективны в этом отношении также боярышник, яблоня и смородина. Я называю растения, которые непривычно видеть нам в Челябинске, поскольку в придорожных полосах мы видим деревья первой величины — тополя и древовидные ивы. Между тем, деревья первой величины — то есть растения высотой до 20-30 метров не играют большой роли для очищения воздуха в приземной части.
Газозащитная роль растений во многом зависит от самих древесных пород.Здесь эффективны кроме перечисленных пород, такие виды как ясень, рябина обыкновенная, тополь белый и клен татарский.
«Дорожная революция» загубила зеленые островки
Все эти меры прописаны в градостроительных документах, в инструкциях по содержанию и уходу за зелеными насаждению в городе. В открытом доступе находится документ, подготовленный центром Гигиены и эпидемиологии Челябинска в 2006 году. Это серьезный документ и в нем неоднократно приводится в качестве мер по снижению негативного влияния автотранспорта использование растений, создание зеленых зон. Но проблема в нашем городе заключается в том, что осуществление этих мероприятий мало заметно. В последние годы мы видим мероприятия по расширению улиц, при этом примеров высадки зеленых насаждений у этих дорог — единицы.
Если говорить о проблемах придорожного озеленения, то это бедность ассортимента древесных растений. В основном это тополя и клены. В центральном районе встречаются лиственницы. Ассортимент нужно обогащать, в том числе вдоль придорожных полос. Еще одна проблема — высадка деревьев в одну полосу, которая обладает наименьшей эффективностью. Состояние деревьев тоже очень разное.Часто видим какие-то щербины, возникшие в результате выкорчевки, пни, варварскую обрезку. Эта проблема связана с отсутствием ухода за растениями. Необходимо организовать специальных уход за зелеными полосами, он отличается от ухода за растениями в парках и скверах.
А что у нас с газонами?
Отдельный вопрос — содержание и создание газонов вдоль дорог. Изначально проблема возникла из-за того, что на Урале содержание газонов выполняется не совсем правильно. В условиях высокой сухости климата, внутри континента, газон должен быть опущен, у нас же все газонные участки подняты довольно высоко, по этой причине они еще больше пересыхают. Поддерживать влажность таких территорий на уровне 70-75% - это довольно сложно.
Нужно организовать специальный уход за газонами, а при создании новых магистралей и реконструкции, нужно учесть эту позицию. В европейских странах газоны не поднимают, чтобы они не пересыхали, но на Урале почему-то нужно делать ровно наоборот.
Но основная проблема — это все-таки плохое обслуживание зеленых насаждений. Самое главное — организовать качественный уход. В основном у нас все участки придорожные рукотворные, не считая Городского бора, поэтому они нуждаются в особенном уходе. В конце концов содержание таких зеленых зон — это улучшение качества нашей жизни».