Top.Mail.Ru
Политика
Челябинская область
0

«Экология – один из главных вызовов, стоящих перед властью»

Заместитель губернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Челябинской области Евгений Голицын избегает чрезмерного внимания СМИ и крайне редко дает интервью. Вместе с тем круг полномочий Евгения Голицына позволяет говорить о нем как об одном из самых опытных профессиональных управленцев в команде главы региона. В беседе с журналистом РИА «ФедералПресс» Евгений Викторович рассказал о том, кто критикует муниципальную реформу, почему растет конкурс на госслужбу и почему коррупцию нельзя победить при помощи полиграфа.

– Евгений Викторович, вся ваша карьера связана с госслужбой. Сегодня ограничений, накладываемых на чиновника различными законами, становится все больше и больше. Речь идет, конечно, в первую очередь, о декларировании доходов и имущества, а также личных расходов и членов семьи чиновника. На ваш взгляд, насколько эффективны эти ограничения, учитывая, с какой регулярностью публикуются в СМИ сообщения о антикоррупционных расследованиях правоохранительных органов?

– За 20 лет, что я посвятил работе на госслужбе, изменилось очень многое. Да, обязательства по декларированию доходов и имущества были прописаны в законодательстве давно. Но механизма контроля долгое время не было.

В последние годы формируется новая модель антикоррупционного поведения, которая включает и контроль за расходами. В частности, речь идет об обязанности госслужащего отчитываться о расходах, если они превысили совокупный личный и доход его семьи за последние 3 года.

Система прозрачна, а вся декларируемая информация о доходах публикуется, что дает гражданскому обществу серьезные рычаги контроля. Любой может сопоставить: вот квартира или дом, где чиновник живет, вот его недвижимость или автомобиль, которым он пользуется каждый день, а вот то, что он официально задекларировал. Подобные ограничения, безусловно, приносят эффект. Этому способствует и появление регламентов оказания государственных услуг, в которых четко прописывается, в какой срок госслужащий должен принять решение. То есть, уже не получится отложить бумаги в «долгий ящик» и ожидать, когда кто-то постучится к тебе в кабинет, чтобы с глазу на глаз просить «ускорить» решение своего вопроса.

– В этой связи, что вы думаете об инициативе губернатора одной из областей, который обязал своих подчиненных регулярно проходить проверки на полиграфе на предмет выявления коррупции, связей с преступными сообществами и экстремизма? Можно ли победить коррупцию с помощью полиграфа

– Не думаю, чтобы подобные методы дадут серьезный эффект. Тем более, что процедура это дорогостоящая, да и нет в федеральном законодательстве такого обязательства. Презумпцию невиновности также никто не отменял. Не нужно огульно всех считать потенциальными коррупционерами, чиновники как профессиональная категория так же имеют право на уважение своих гражданских прав.

С другой стороны, очень многое о человеке можно понять и при живом общении. Если, к примеру, соискатель должности на госслужбе во время собеседования говорит красивые слова о том. что его основной мотив – послужить отечеству, а мы видим по документам, что он идет с хорошей зарплаты на значительно меньшую, мы ему скорее всего откажем. Тем более, если он не подтверждает заявленную квалификацию. Вообще, все нюансы поступления гражданина на госслужбу четко регламентированы, находятся в открытом доступе на сайтах кадровых служб органов госвласти. Все очень прозрачно.

 

 

– Не секрет, что многие профессионалы сегодня отдают предпочтение бизнесу, где возможностей заработать зачастую больше, чем на госслужбе, и сопутствующих ограничений на порядок меньше. Между тем задачи, которые сегодня ставятся перед госслужащими, требуют большого профессионализма. Насколько остро стоит проблема подбора грамотных кадров?

– Проблема такая есть, поскольку профессиональный уровень соискателей падает. Могу привести вам пример. За последнее время несколько конкурсов на соискание должностей в государственно-правовое управление Правительства Челябинской области были признаны несостоявшимися из-за того, что профессиональный уровень соискателей ниже той планки, которую мы задаем для своих сотрудников.

Поэтому приходится приглашать для участия в конкурсе тех специалистов, кто уже получил необходимый опыт работы в других госструктурах и органах власти. При этом наблюдается довольно парадоксальная картина. С одной стороны, в массовом сознании чуть ли не все чиновники – коррупционеры. А с другой стороны, все больше тех, кто хотел бы работать на госслужбе. Конкурс за последние годы вырос и на некоторые должности достигает 20-25 человек на место. Могу определенно сказать, престиж госслужбы высок и последнее время он растет.

– В сентябре прошлого года состоялись выборы в Государственную Думу. Удалось ли выстроить за это время конструктивный диалог с депутатами нового созыва?

– Со времени выборов прошло несколько встреч избранных депутатов с губернатором. Всем депутатам нарезаны задачи с учетом тех проблем, которые стоят перед областью. Такая же работа ведется с членами Совета Федерации. Суть ее в целом сводится к продвижению интересов Челябинской области при разработке различных законопроектов и целевых программ.

Напомню, что каждый из депутатов работает в том или ином комитете. И с учетом его отраслевой специфики он взаимодействует с тем или иным отраслевым министерством правительства области. В частности, Олег Владимирович Цепкин (член Совета Федерации от Челябинской области. – Ред.) контролирует исполнение постановления Совета Федерации, которое было принято по следам Дней Челябинской области в Совете Федерации в январе 2016 года. Очень активно работает депутат Государственной Думы Анатолий Литовченко. С его участием разрешена проблема перекачки воды из озера Смолино в озеро Курочкино рядом с Копейском, на берегах которого находятся коллективные сады и несколько баз отдыха. Озеро фактически пересыхало, люди сидели без воды, а теперь будет обеспечено экологическое равновесие и улучшено качество жизни людей.

– В ближайшее время завершится череда выборов глав крупных муниципальных образований. Вы удовлетворены тем, как они проходят и их результатами?

– В целом да. Я напомню, что целью реформы системы избрания глав муниципалитетов несколько лет стала идея повышения качества управления. И с этой задачей мы справились.
Основной упор сейчас делается на профессиональную компетенцию и инициативность кандидатов. Ведь чтобы что-то изменить, кроме желания нужно еще и понимание того, как это сделать. Не всегда те, кто претендуют на должность главы, представляют, как формируется бюджет, и откуда возьмутся деньги на реализацию их инициатив.

Недавно в одном из муниципальных образований проходил конкурс на главу. Один из кандидатов озвучил набор в целом хороших предложений, реализация которых многократно увеличила бы нагрузку на городской бюджет. Хорошо, спросили мы ее, тогда скажите, а деньги откуда возьмете? В ответ ничего кроме предложения сократить чиновников не прозвучало. Хотя расходы на аппарат управления (как по государственным, так и по муниципальным служащим) в Челябинской области – одни из самых низких по стране.

Уровень ответственности, который ложится на избранных глав, огромный. С одной стороны, постоянный контроль со стороны надзорных органов, а с другой, дефицит бюджета, который зачастую не позволяет исполнить все принимаемые программы, в частности, мероприятия по переселению из ветхого и аварийного жилья.

– Эксперты нередко говорят о несовершенстве конкурсных процедур по отбору кандидатов. Как следствие, избиратели оказываются незнакомы с программами избранных глав, а местные элиты воспринимают их в штыки. Что вы думаете о возможности усовершенствования существующей практики выборов через конкурсные процедуры

– Я не стал бы торопиться с выводами. Отзывы по поводу необъективности комиссий зачастую исходит от проигравших кандидатов. Но давайте посмотрим объективно. Комиссии сформированы таким образом, что там есть представители губернатора, Законодательного Собрания области и депутатского корпуса муниципалитета. Это само по себе исключает какую-то ангажированность.

И самое главное – никто не заинтересован в том, чтобы в территорию пришел слабый глава. Ни люди, живущие в том или ином городе или районе, ни депутатский корпус, ни тем более областная исполнительная власть, Уже только потому, что в этом случае вся ответственность за управленческие промахи некомпетентного слабого главы ляжет на главу региона.

Аргумент о том, что ЖКХ и дороги, к примеру, – это полномочия муниципальной власти, как правило, для большинства наших земляков не работает. Любая значимая проблема и, прежде всего, коммунальная, которая длительное время не решается на муниципальном уровне, в сознании людей тут же переносится в зону ответственности всей исполнительной власти и, персонально, губернатора.

– И точно также население, согласно опросам, ждет решения экологических проблем региона от губернатора. При том, что большая часть контрольных полномочий находится на другом, а именно, на федеральном уровне власти.

– Это так. Южный Урал – старопромышленный регион. Это означает, что проблемы, о которых говорит сегодня общество, накапливались здесь в течение десятилетий, а в случаях, как с Карабашем, целое столетие.

Но если по сути вся ответственность возлагается на губернатора, то дайте ему в руки все рычаги. Сегодня же ситуация такова, что большая часть контрольных полномочий, в том числе в части наложения крупных штрафов на загрязнителей, – у федеральных надзорных инстанций. Именно Росприроднадзор, Роспотребнадзор и другие структуры обладают набором всех инструментов и соответствующими лабораториями. Все, что может областное министерство экологии – наказывать небольших загрязнителей.

Нельзя сказать, что федеральное руководство не осознает, что в этой процедуре надо что-то менять. После декабрьского экологического Госсовета президент дал соответствующие поручения федеральным ведомствам, которые должны сформулировать свои предложения. Эта работа идет, но, как сказал Борис Александрович, важно ее не заболтать, не выхолостить суть поручений главы государства на этапах проработки конкретных решений в министерствах и ведомствах. Здесь очень важен общественный контроль, в том числе со стороны Общественной палаты РФ, которая сейчас существенно обновляется.

– Несколько лет назад Челябинск и Челябинская область оказались пионерами в реализации муниципальной реформы, которая разделила областной центр на несколько внутригородских собраний депутатов. Эта реформа получила разные оценки. К примеру, опубликованное недавно социсследование говорит, что только 5% избирателей знают, кто представляет их интересы в районном собрании депутатов, и около 86% негативно оценивают реформу. Как ее итоги на сегодня видятся вам?

– Считаю, пока рано давать оценки реформе. Ее результаты будут видны через несколько лет. Пока у органов местного самоуправления в районах недостаточно рычагов, в том числе финансовых, для реализации своих полномочий. Но уровень бюджетной обеспеченности муниципальных районов увеличивается, город передает на уровень районов соответствующие полномочия.

Думаю, среди тех, кто раскачивает тему по поводу "провала реформы" – немалое число политтехнологов, которые в результате отмены прямых выборов (в том числе прямых выборов глав) лишились некоторых заказов. Выборы в районные и городские собрания депутатов для политтехнологов менее интересны, поскольку проходят по другому сценарию. Определяющее значение имеет не финансовый ресурс кандидата и его способность привлечь дорогостоящего политтехнолога, а непосредственный контакт с избирателями. В результате мы видим, что возрастает возможность побеждать не только у тех, кого принято называть ресурсными кандидатами, а и у простых людей, без больших денег, но которые захотели и смогли дойти и достучаться до каждого избирателя.

– В последнее время в сфере госзакупок явно поубавилось скандалов. Это правоохранительные органы так работают, что коррупционеры головы не могут поднять, или вы так перестроили работу подчиненных, кто нарушений стало меньше?

– Многие претензии антимонопольной службы касаются процедурных моментов организации конкурсов, которые теоретически могут создавать предпосылки для коррупционных проявлений. Здесь действительно очень многое изменилось за последнее время. Растет компетентность тех, кто готовит конкурсную документацию. Сейчас они обязаны иметь дополнительное профильное образование. Установлены персональная ответственность конкурсных управляющих и серьезные штрафные санкции за нарушение конкурсных процедур.

Разумеется, в совокупности это приводит к тому, что нарушений при проведении конкурсов становится действительно меньше. А раз меньше нарушений, меньше и претензий со стороны надзорных и правоохранительных органов.

– В последнее время как грибы появляются разнообразные рейтинги привлекательности и успешности российских регионов и региональных властей. Не всегда Челябинская область выглядит в них хорошо. Вас задевают такие оценки?

 

– Всегда надо смотреть, как составляются эти рейтинги. Почему аналогичные показатели одним регионам ставят плюс, а другим в минус. Правда заключается в том, что некоторые из этих рейтинговых агентств живут за счёт продажи мест в своих рейтингах. Такие случаи есть.

Одно дело, когда рейтинг основан на объективных оцифрованных показателях, и другое, когда методика его составления скрыта. В этом случае хочется взглянуть или на методику, или в глаза составителям такого псевдорейтинга.

Кстати, очень много в последнее время публикуется экологических рейтингов. Часть из них говорит о том, что экологии Челябинской области стала значительно хуже. Чтобы сформировать реально объективную картину, не нужно быть профессиональным экологом. Достаточно обратиться к открытым данным по статистике выбросов, на том же сайте областного министерства экологии. И выводы будут зеркально иными.

Другое дело, что изменилось отношение населения к экологии, запрос на чистый воздух стал более высоким. Еще 10-15 лет назад люди мечтали обновить гардероб, бытовую технику, разнообразить меню, максимум – замахнуться на автомобиль и квартиру. Сегодня больше внимания уделяется комфортной среде обитания, качеству медицинской помощи и образовательных услуг, возможности хорошо отдохнуть. И региональная власть должна реагировать на этот новый запрос. Поэтому все разрабатываемые сейчас экологические программы будут отвечать новым запросным показателям, которые учитывают изменения в сознании людей, соответствуют новой шкале приоритетов. Качественная экология – один из таких приоритетов, из этого исходит глава региона и его команда в своей повседневной работе. Мы должны думать о тех людях, кто будут жить в Челябинской области в обозримом будущем и станут основой для процветания нашего региона в перспективе.

 

Фото Александра Кондратюка

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.