Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«Мы готовы полностью закрыть потребности по номенклатуре авиационных, судовых и перекачивающих двигателей»

Владимир Путин в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2017 провел совещание по вопросам развития гражданского авиастроения. По словам президента, для России создание конкурентоспособных гражданских воздушных судов является ключевой задачей, которая также позволит увеличить выпуск высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, что, в свою очередь, стимулирует рост всей национальной экономики. Это также касается вопроса технологического престижа государства. Не последнюю роль здесь играет и высокотехнологичное импортозамещение. Корреспондент «ФедералПресс» побеседовал с председателем Совета директоров ПАО «Русполимет», вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Виктором Клочаем, чье предприятие как раз и занимается импортозамещением в металлообработке и расширяет линейку высокотехнологичной продукции, которая крайне необходима не только гражданскому авиастроению и ряду других, не менее значимых отраслей.

– Вы возглавляете завод-лидер в металлообработке, развивающий уникальные технологии. Что наиболее интересное вы привезли от своего предприятия показать на МАКСе?

– Новинок у нас пока немного. Главная новинка это то, что весь передельный цикл теперь наш. И все виды специальных, жаропрочных, высоколегированных, нержавеющих видов сплавов – это продукт нашего производства. С последующими технологическими переделами, начиная от открытой выплавки, спецпереплавами, полностью кузнечным переделом и кольцепрокаткой. Мы ведем работу по монтажу радиально-ковочной машины, которая позволит нам расширить нашу рыночную нишу. Здесь на выставке представлены некоторые изделия, которые мы раньше не делали. Это так называемые тела вращения. На стенде можно увидеть высокое кольцо для нижнего контура двигателя. Это новый продукт, раньше это изделие сваривалось, что было чрезвычайно трудоемко. Также мы создали базу для дальнейшего передела – чистовой механической обработки.

Прокатка кольца на стане SMS Meer

– Есть ли перспективы расширить свое присутствие на внешнем рынке?

– Сегодня для нас одним из приоритетов является увеличение экспортных продаж. Для этого у нас есть весьма серьезные наработки. В ближайшее время мы откроем офис экспортных продаж в Дюссельдорфе. У нас уже сформированы цели и задачи этого подразделения, а также штат. Цель – организовать продажи не только на европейском, но и на других рынках. К примеру, к нашим изделиям проявляют интерес фирмы из Индии. Группа наших специалистов во главе с генеральным директором посещала заводы в Индии, и сейчас мы ждем ответного визита. В этом направлении мы видим определенную перспективу. Важно, что все свои новые наработки мы представим на выставке «МеталлЭкспо», которая пройдет в ноябре. Сегодня наши отношения с покупателями складываются таким образом, что им мало давать полуфабрикаты, надо давать конечные компоненты, которые идут в сборку. Для этого мы установили комплекс высоточной механической обработки. Причем, это требование не только иностранных компаний, которые не хотят возиться со стружкой, то есть металлообработкой, но и российских. В первую очередь, это такие предприятия как «Сатурн», «Пермские моторы», «Салют». И это правильно, так как не дело, когда высокотехнологичные производства, разрабатывающие двигатели пятого и шестого поколений, занимаются несвойственной им грубой, а потом и точной механообработкой. Для нас это шанс расширить нашу рыночную нишу и приобрести новые компетенции. Сейчас у нашего предприятия есть большой парк станочных обрабатывающих центров, и мы решаем вопрос с квалифицированными кадрами, вопрос с обучением и программным обеспечением. Думаю, что в течение этого и следующего годов мы должны серьезно продвинуться в данном направлении. Таков следующий шаг стратегии нашего развития. Клиенты у нас очень серьезные, это высокотехнологичные предприятия, и они от нас этого ждут. Причем клиенты не только в аэрокосмической отрасли, но и в энергомашиностроении, атомной отрасли. Соответственно, мы тоже относимся к сектору высоких технологий.

– Пользовались ли вы услугами Российского экспортного центра (РЭЦ), который оказывает предприятиям помощь для выхода на внешний рынок?

– Мы обязательно воспользуемся возможностями РЭЦ. Я уже встречался с руководителем этой организации Петром Михайловичем Фрадковым, и мы имели весьма предметный разговор.

– Вы проводите на выставке переговоры. На ком вы делаете больший акцент – на отечественных или иностранных партнерах?

– В основном это будут наши традиционные российские партнеры. Выставка дает старт договорной кампании. Сейчас мы проведем предварительные переговоры, чтобы к примеру, к 1 октября сверстать свои планы на следующий год. И с каждым годом такая техника переговоров становится все более эффективной. У клиентов появляются новые задачи, которые могут стать нашими заказами, и мы должны реагировать оперативно. Сегодня мы встречались с тремя нашими серьезными партнерами, которые сказали, что им надо сделать определенную продукцию до конца года, хотя ранее планировали более протяженный срок. Разумеется, мы пойдем им навстречу. То есть, с нашей стороны идет анализ и пересмотр производственных задач, чтобы быть в тренде развития наших клиентов.

Иностранные партнеры тоже будут, поскольку работа на экспорт – это одно из наших стратегических направлений. Еще недавно таких возможностей у нашего предприятия не было. Мы планируем продавать на экспорт 35 процентов от объема производимой продукции. Этой цели и служит открываемый нами офис в Дюссельдорфе. Публично мы о нем заявим 25 июля. У нас там будут работать квалифицированные продавцы, в качестве рекламы мы заявились на специализированных европейских интернет-ресурсах. Этим мы расширяем свои традиционные каналы сбыта.

– События на Украине как-то сказались на ваших продажах?

– Да, разумеется. В прошлом году мы планировали продать украинским партнерам на 1 миллиард 300 миллионов рублей, а продали на 300 миллионов. Потеряли миллиард. Чтобы компенсировать эти потери, мы активнее пошли в энергомашиностроение и в атомную энергетику, так же был рост заказов по отдельным предприятиям авиационной отрасли. Более 9,5 миллиарда рублей у нас план продаж на год, и план первого полугодия мы выполнили полностью. На второе полугодие стоит задача увеличить производство и сбыт на 22 процента.

– Кто ваши клиенты в атомной отрасли? Это Росэнергоатом или еще есть и зарубежные партнеры?

– Пока мы поставляем продукцию только для отечественного атомного машиностроения. Мы внимательно отслеживаем и участвует в тендерах Росатома. Зарубежных партнеров в этом сегменте у нас пока нет.

– Украина перестала поставлять в силу известных причин оборудование для российских АЭС. В частности, харьковский «Турбоатом»не смог поставить запорную арматуру и другие изделия для нового энергоблока Ленинградской АЭС. Может быть, ваш рост заказов для атомной энергетики как раз и происходит в формате импортозамещения? То есть, вы делаете заказы, которые раньше делали украинские предприятия?

– Не думаю, что мы взяли заказы именно «Турбоатома». Атомная энергетика имеет долгосрочное планирование, ее программа развития расписана на десятилетия, и такие заказы не возникают одномоментно. Мы отслеживаем ситуацию и на этом рынке и пытаемся искать новые ниши. Мы видим, что идет рост заказов от атомщиков, так почему бы в нем не поучаствовать? И в этом стремлении мы не одиноки, к кооперации с Росатомом подключаются многие предприятия. То что мы вышли на этот рынок, связано исключительно с нашими технологическим возможностями. Вместе с тем Росатом системно реализует программу импортозамещения и мотивирует к этому своих поставщиков. И это правильно, так как несет хорошие возможности для российской промышленности.

Ковочный модуль запущен в работу

– Вы поставляете свои изделия таким технологическим монстрам, как Pratt & Whitney, Honeywell. Каким образом вы вышли на этот рынок? Это ваша инициатива или они сами вас нашли?

– C Pratt & Whitney, Honeywell и рядом аналогичных предприятий у нас давняя история отношений, которая насчитывает более 10 лет. Выход на этот рынок – это наша инициатива. Это мы приходили к ним и предлагали наши возможности делать для них комплектующие. К нам отнеслись очень внимательно и это при том, что порог вхождения в эту нишу очень высокий. Скажу прямо, что в первые годы это была работа на перспективу и она приносила нам только расходы. Мы должны были доказать свои компетенции и завоевать право относится к нам как к равным по сравнению с другими поставщиками. Это серьезная работа, которая позволила значительно поднять нашу технологическую планку и в отношении заказов для российские клиентов. Нам пришлось создать весь испытательный комплекс, приобрести лабораторное оборудование, пройти международную сертификацию и международный аудит. Мы очень благодарны нашим зарубежным и отечественным партнерам, которые находятся в высокотехнологической зоне за терпение, веру в нас. Ведь тем самым они нас поддерживают и помогают.

То же самое можно сказать и об атомной энергетике. Когда мы зашли в этот сектор по определенным материалам импортозамещения, а там были даже поставки из Японии, то не всё сразу в части качества применительно к условиям эксплуатации получалось хорошо и гладко. Заказчик подошел к нашим проблемам с пониманием, он видел, что мы инвестируем в новое оборудование, что построили новый завод, а значит имеем самые серьезные намерения, так как создаем современную производственную базу. И мы нашим заказчикам за это понимание очень благодарны. Это же касается и зарубежных партнеров, потому что бывали периоды, когда они могли сказать: «Все, спасибо, потренировались и до свидания». Но они этого не сказали и мы вместе пошли в этом сотрудничестве дальше. Вообще, порог вхождения в аэрокосмическую отрасль – минимум 3-5 лет. Потому что есть определенные производственные и испытательные циклы. К примеру, для того, чтобы «поставить на крыло» двигатель, используемые в нем материалы должны пойти весьма непростой и длительный этап испытаний. Сейчас нам с наработанной базой, компетенциями и практикой уже проще входить в какие-то проекты, к примеру, с двигателями «Сатурна», с изделиями General Electric и дальше подтверждать нам свои компетенции становится проще. То есть, если мы соответствуем всем необходимым требованиями в одних изделиях, то соответствует требованиям и в аналогичных изделиях.

– Повлияли ли санкции на вашу программу модернизации?

– Да, безусловно. В первую очередь, повлияли на темпы. Мы потеряли два года с точки зрения завершения финансирования. Проблемы банков отразились на наших инвестициях и на условиях кредитования. Если до санкций мы по «коротким деньгам» кредитовались под 7 процентов годовых, то после процент вырос в три раза. По «длинным деньгам» банки заявки рассматривали, но кредитов не давали. Поэтому мы обратились в ВТБ, премьер подписал гарантии и было принято решение о выделении кредитов. В данный момент мы находимся в завершающей стадии модернизации.

– Сейчас делают новый авиационный двигатель ПД-14. Вы в нем участвуете своими комплектующими?

– Да, мы участвуем. Это двигатель для МС-21, и его делает наш партнер «Пермские моторы». Мы сегодня готовы закрыть полностью потребность в своей номенклатуре под любой объем судовых, перекачивающих, авиационных двигателей. Главное, чтобы сами моторщики могли выдерживать высокий темп. В двигателях многих и других компонентов, важно, что их поставщики были готовы к требуемым объемам производства. Мы готовы.

Справка:

ПАО «Русполимет» – уникальный металлургический и металлообрабатывающий комплекс с полным производственным циклом – от выплавки широкого спектра специальных сталей и сплавов до изготовления кольцевых заготовок и дисков различной геометрии и широкого диапазона типоразмеров.

За 150 лет активной научно-производственной деятельности в сфере металлургии и более 50 лет работы со специальными сталями ПАО «Русполимет» зарекомендовал себя как опытный и ответственный производственник по обработке сложных сплавов, немагнитных коррозионностойких сталей, углеродистых и легированных сталей, сплавов на основе никеля и титана, медных и алюминиевых сплавов.

Предприятие внедряет самые передовые мировые разработки, создает собственные технологии, совершенствует производственный процесс для того, чтобы всегда оставаться компетентным и надежным поставщиком.

Фото: ПАО «Русполимет»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.