Top.Mail.Ru
Политика
Москва
2

«Обучение ребенка за границей не является преступлением»

Полемика вокруг серии публикаций об обучении детей известных российских политиков за границей, последнее «расследование» оппозиционера Алексея Навального и его Фонда борьбы с коррупцией не имеет перспектив. По мнению генерального директора Института инструментов политического анализа Александра Шпунта, на самом деле, ничего криминального в том, что ребенок получает образование в престижном вузе с мировым именем, нет. А вот позиция сталинистов может привести к появлению нового «железного занавеса» и к тому, что Россия превратится в Северную Корею. Так кто сегодня в России патриот, а кто только пытается им казаться, - в интервью Александра Шпунта РИА «ФедералПресс».

– Осенью прошлого года СМИ писали о негласной рекомендации АП российским чиновникам вернуть своих детей, отправленных учиться за границу, в Россию. Услышано ли было это распоряжение?

– Тогда существование такого негласного распоряжения было на ура принято либеральной общественностью, но никем не было ни доказано, ни подтверждено.

Я считаю, что обучение ребенка за границей не является преступлением. Более того, оно не является даже основанием к подозрению в коррупционных действиях. Во-первых, есть достаточно много стран мира, в которых образование для иностранцев является бесплатным, в том числе в Западной Европе. Во-вторых, даже если образование является платным, в очень многих западных университетах (Гарвард, Кембридж, Оксфорд, Массачусетский технологический), западных учебных заведениях существуют специальные программы (сотни программ), которые позволяют талантливому молодому человеку из любой страны не сильно быть связанным с тем фактом, что у него на учебу в этом университете нет десятков тысяч долларов.

– Последний скандал в связи с этой темой – расследование ФБК по сыну пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. Объективно ли призывать к какому-то ответу (чего очень ждет Навальный) Пескова-старшего, если его сын с детства жил за границей, да еще и с фамилией отчима?

– Как я могу это комментировать?..

– Понимаю вас. Вместе с тем, о детях российских политиков пишут даже зарубежные СМИ. Недавно была опубликована статья в британской газете The Observer. Там упомянуты дети ряда депутатов и сенаторов: Железняка, Толстого, Жукова, Никонова, Росселя, Мизулиной и других. Они все говорят о своей любви к Родине. Верите ли вы в искренность их патриотизма?

– Это очень лицемерная позиция, что сам факт наличия у человека детей, живущих и обучающихся за границей, либо даже факт наличия зарубежной недвижимости, не делает их патриотами. Скажите, а лейтенант таможенной службы, который построил на Новорижском шоссе в Подмосковье дом за 50 млн долларов, больший патриот России, чем Песков, который отправил учиться сына за границу? Дворцы, стоящие в ближайшем Подмосковье, – очевидно, коррупционеров, которые работают на государственной службе, – делают патриотами?

Патриотизм не меряется тем, есть или нет у человека квартира в Париже, получил он образование в Австрии или нет. Патриотизм не меряется тем, отправил человек ребенка учиться в Беркли или в Московский физтех. Это нормальная практика. Реальная история, когда отслуживший во флоте США командир подводной лодки покупает небольшой домик в итальянской Чивитавеккьи и занимается там виноградарством. Он перестал быть патриотом США из-за того, что уехал в Италию, отслужив своей Родине? Это нормальное явление.

– Все «разоблачения» Навального не стоят ломаного гроша?

– Я считаю, что истерика по поводу зарубежной недвижимости, по поводу обучения детей за границей – это абсолютно четкое наследие сталинского образа мысли. В этом смысле Навальный – прямой наследник сталинистов. Если он считает, что сам факт является преступлением, то он сталинист в чистом, кристальном, абсолютно незамутненном виде.

Заметьте, ни одно обвинение господина Навального, насколько я понимаю, не содержит сумм, которые были выплачены родителями за образование детей. Есть только факт обучения в том или ином западном вузе. Это примерно то же самое, что и поиски господина Навального всякой зарубежной недвижимости. Любой специалист знает, что все эти якобы журналистские расследования делаются с рабочего места: берутся данные из регистрационных баз, которые абсолютно открыты. Это все делается в течение 5-10 минут. Тут не надо быть невероятным специалистом по антикоррупционным расследованиям.

Важная деталь, очень характерная: ни одно из этих дел так и не было предъявлено в виде хоть какого-то минимального коррупционного обвинения в судебном порядке. И не обязательно в России. Я подвожу к тому, что обвинения господина Навального очень интересны с точки зрения подъема рейтинга его страниц в социальных сетях, но абсолютно бессмысленны с точки зрения того, чтобы понять реальные механизмы и причины коррупции в Российской Федерации.

– Можно ли ожидать, что сама «золотая молодежь», которая учится за границей, которая порой ведет себя вызывающе, которая просто прожигает жизнь, тратя родительские деньги…

– Одну секундочку. А в России они занимаются чем-то другим? Та молодежь, которая на полированных «танках» давит людей на пешеходных переходах в Москве или разносит автомобили на полосе встречного движения? Здесь нет никакой разницы, где живет необразованный и бескультурный молодой хам – в Москве или в Лондоне. Абсолютно никакой разницы. Много примеров молодых людей, которые живут в загранице как нормальные западные студенты. А есть люди, которые ездят на «Мерседесах», усыпанных стразами от Сваровски. Это вопрос исключительно культуры семьи, культуры дома, а не места обучения человека.

– Но, продолжу свой вопрос: будет эта молодежь, прожигающая жизнь за границей, патриотично настроена по отношению к России?

– Патриотизм не зависит от места, где человек получает образование. Он зависит от семьи, от того, как устроена система ценностей его родителей. Я напомню, что вся элита Петра Первого получала образование за границей просто в силу того, что образования в России не существовало. И что, это делает их непатриотами? Это совершенно не так.

Подавляющее большинство нынешней элиты Китая получило образование в Соединенных штатах. В силу того, что в Китае в свое время не было возможности получить хорошее образование. То же самое происходило и происходит с Израилем – страной, которая постоянно воюет, но в которой нет военной академии. Практически весь генералитет Израиля прошел обучение либо в американских, либо в британских военных академиях. То же относится к Иордании, к другим странам. Это делает их меньшими патриотами своих стран? Нет, конечно. Примеров очень много.

Это позиция не только Навального, такие же люди есть и в кругу лоялистов. Это проявление сталинизма, когда сам факт, что человек уехал учиться за границу или купил там домик, рассматривается, как преступление против своей Родины.

– Но, может, это как раз говорит, что как раз политики федерального уровня (!) не ценят отечественное образование и считают его качество не самым высоким? Кстати, дочь одного из депутатов именно так и объяснила факт своего обучения за рубежом.

– Где-то так, где-то не так. Во-первых, мы говорим о позиции студентки. Поверьте, это, наверное, не самый высокий экспертный уровень, который в состоянии оценить качество образования. С другой стороны, вы отказались бы учиться в Сорбонне? Наверное, нет.

Я думаю, было бы гораздо хуже, если бы она сказала, что в России самое лучшее в мире образование. Глупо говорить, что у нас лучшее в мире образование. Мы знаем, что это не так. Мы знаем, что большинство ведущих высших учебных заведений мира находится за пределами России. Это нормальная ситуация. Не может быть в одной стране собраны все лучшие учебные заведения в мире. Люди едут учиться по конкретным специальностям. Люди едут на вполне конкретные кафедры, за конкретными научными школами. Это тоже нормально.

А если перевернуть вопрос: а можно ли в России получить качественное образование? Да, можно. Это реально. У нас есть очень сильная научная школа и в гуманитарных, и в точных дисциплинах.

– Так почему чиновники и депутаты отправляют детей учиться за рубеж?

– А потому что им так удобно. Потому что человек считает, что там получит лучшие знания. В конце концов (мы говорим сейчас о России, где платное образование), обучение за границей может оказаться дешевле, чем получать такое же образование в России.

– Допускаете ли вы, что как раз из этой «золотой молодежи», обучающейся за рубежом, живущей в другой среде (нередко враждебной по отношению к России), в скором или отдаленном будущем вырастет новое протестное движение?

– Спасибо вам за этот вопрос. Он действительно очень важный и значимый. Все заключается вот в чем: либо мы верим в Россию, либо мы считаем, что надо перекрыть границы, снова опустить «железный занавес» и не пускать никого на Запад, кроме как в запломбированном автобусе, чтобы люди могли только через окно сфотографировать Эйфелеву башню. Если Россия (я имею в виду Россию как общество, как совокупность людей, как некоторые нравственные ценности и ориентиры) настолько слаба, что боится, что молодые люди за четыре года сбегут, то, наверное, тогда стоит отсюда убегать. Но я так не думаю. Более того, я считаю, что даже в советское время межстуденческих контактов никто не боялся: были фестивали молодежи и студентов, были международные командировки. Да, все было извращено в силу того, что извращенной была вообще советская система. Но даже тогда этого никто не боялся.

Будут ли среди тех, кто сейчас учится на Западе, оппозиционеры? Да, будут. Но и среди тех, кто учится в МГУ, они будут тоже. А будут ли среди тех, кто учится сегодня в Гарварде, крупные российские чиновники? Наверняка. В этом смысле, опять же, надо делать выбор: или закрыть страну, превратить ее в такую Северную Корею, только очень большую, с ракетами и с самодостаточной экономикой. Но я боюсь, что такого инструмента уже не осталось, потому что не осталось Компартии – КПСС, которая в состоянии была полностью обеспечить идеологическую карту страны, то есть закрыть все идеологические вопросы. Либо нужно выбирать обратный путь – путь к открытости мира.

Кстати, очень интересное наблюдение: за последнее время увеличилось число тех, кто окончил западные вузы и вернулся на работу в Россию. Человек, прожив 5-6 лет за границей, очень хорошо понимает кондиции, очень хорошо понимает, какой путь ему надо пройти, чтобы добиться там успеха. И многие рассматривают Россию как дополнительное конкурентное преимущество.

– Карьеру в России сделать легче?

– Да. Молодые люди возвращаются делать карьеру сюда. Тем более если на руках диплом Джорджтаунского университета или Университета Джона Хопкинса.

Фото – сайт http://государственная-политика.рф

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.