Top.Mail.Ru
Финансы
Москва
0

«Россия пошла по пути развития госбанков»

Уходящий 2017 год оказался богат на крупные банковские скандалы, связанные с громкими отзывами лицензий и финансовым оздоровлением проблемных кредитных организаций. Все это происходит на фоне взлета курсов все более популярных криптовалют и активного развития новых инвестиционных инструментов в условиях общего падения ставок по традиционным депозитам. «ФедералПресс» пообщался с известным московским финансистом – бывшим заместителем министра финансов России, экс-председателем совета директоров «МДМ-Банка» Олегом Вьюгиным, который ранее занимал должность первого заместителя главы Центробанка РФ, а позже руководил Федеральной службой по финансовым рынкам.

– Олег Вячеславович, в этом году участились случаи крупных санаций российских банков, дело дошло уже до первой десятки игроков. В результате АСВ пришлось обратиться к Центробанку за дополнительным финансированием для осуществления страховых выплат по вкладам. Не исключены и новые случаи отзывов банковских лицензий. Что вы думаете по этому поводу?

– Я думаю тут проблем нет, потому что российские власти, в принципе, определились уже законодательно, что санатором банков или ответственным за докапитализацию банковской системы является ЦБ. Во многих странах это правительство и бюджет, а центробанк осуществляет только надзор и регулирование. У нас все это перенесли на Банк России. А Центробанк – это кредитор последней руки, и он может имитировать деньги если что. Вот такой вариант был выбран.

– Можно ли в этом случае говорить о монополизации рынка банковских услуг?

– Во всем мире регулятор – монополист. Другое дело, что мы – Россия пошли по пути развития госбанков, и сейчас столкнулись с тем, что государственные банки, как это и должно было бы быть, продолжают увеличивать свою долю рынка. Но это проблема, которую власти должны решать.

– Что будет с мелкими региональными банками? Есть ли у них шанс выжить в условиях глобальной консолидации бизнеса?

– У маленьких банков только один вопрос – найти свою нишу для бизнеса. Потому что с крупными банками конкурировать трудно. Хотя к ним (региональым банкам – ред.) и внимания-то меньше (со стороны Центробанка – прим. ред.), если они не занимаются рискованными операциями. Чаще всего это кредитование малого бизнеса, что как раз соответствует размеру их капитала. Малым компаниям не нужны большие кредиты. Это и есть их ниша, но тогда нужно построить хорошую систему риск-менеджмента, на это и надо тратить ресурсы. С малым бизнесом – это довольно сложно, потому что у малых компаний, как правило, нет залогов или они – не очень качественные. Поэтому здесь риск выше.

– То есть, им не стоит гнаться за новыми мобильными приложениями и развитием IT-технологий?

– Ну почему, это еще одна ниша. Но это очень большие финансовые вложения.

– Поэтому бесперспективно конкурировать с федеральными игроками, особенно с госбанками...

– Ну, конечно, у госбанков фондирование ниже по стоимости, ресурсов больше, хотя бы даже для инвестиций и в риск-менеджмент, и в новые технологии. Например, Сбербанк поставил 200 млн долларов в венчурные фонды, которые будут занимаются и будут заниматься новыми технологиями.

– Ваше отношение к тому, что крупные банки выходят на инвестиционный рынок, в частности – на рынок облигаций, в связи с тем, что доходность от депозитов стала падать?

– Нормально, я знаю, что банки сами же своим клиентам, которые держат у них депозиты, активно предлагают инвестиционные инструменты. Банк ведь одновременно и профучастник, поэтому он может заниматься и депозитом, и кредитованием, и развитием инвестиционного бизнеса. Сейчас это не запрещено. Так все устроено.

– Как вы оцениваете перспективы развития розничного инвестирования, в силу того, что население стало обращать больше внимания на альтернативные инструменты денежных вложений?

– Это следствие макроэкономической политики, которая выразилась в таком достаточно устойчивом снижении инфляции и на самом деле предсказуемом рубле. Курс хоть и плавающий, но он регулируется рынком, поэтому курс рубля сейчас более предсказуемый (рыночными методами). А поскольку все ставки падают в результате снижения инфляции, то, конечно, люди задумываются о том, а не проинвестировать ли в более доходные инструменты. Кроме того, из-за того, что Центральный банк снижает процентную ставку с большим опозданием от снижения инфляции, образуется очень хорошая реальная процентная ставка по всем инструментам – от облигаций до акций, поэтому люди туда смотрят и переходят. Они (частные инвесторы – прим. ред.) не потому идут в эти инструменты, что вдруг поняли, фондовый рынок – это интересно, а просто выше доходность, и она стала более предсказуемой.

Многие аналитики, которые сейчас рекомендуют покупать ОФЗ, еще год назад писали, что вот политика Центрального банка, что медленные процентные ставки, что реальные процентные ставки высокие, что ОФЗ – надежный инструмент, потому что дефицит бюджета небольшой. Рубль стабильный, потому что тенденции на рынке нефти таковы, что сильного падения не будет, поэтому надо покупать ОФЗ. Причем если это облигации Минфина, то рыночный риск практически нулевой (очень низкий риск – прим. ред.) А если это облигации крупного российского эмитента, то риск может быть повыше, но он тоже не такой большой.

– А что вы думаете по поводу выхода Минфина на рынок внутренних заимствований после длительного перерыва? На кого в большей степени сделана ставка – на иностранных инвесторов, которые активно зарабатывают на разницах валютных курсов или на частного отечественного инвестора?

– Ставка и на то, и на другое, все учитывают. Ведь российский Минфин не собирается запрещать иностранным инвесторам покупать ОФЗ. При этом одновременно Минфин хочет активно работать и с внутренним инвестором. Частных инвесторов доходность (по облигациям федерального займа – прим. ред.) тоже, видимо, устраивает.

– Каковы, на ваш взгляд, ближайшие перспективы рынка частных инвестиций в России? Какие финансовые инструменты будут наиболее востребованы населением, и как сегодня грамотно сформировать свой инвестиционный портфель?

– Я думаю, что на первом месте будут ОФЗ, затем облигации каких-то крупных российских эмитентов с госучастием. И, возможно, примерно 20–30 % можно поставить и на акции («голубые фишки»), но тут нужен совет хорошего финансового консультанта. Есть еще вариант – паевые инвестиционные фонды, облигационные, в которых доля акций тоже часто бывает около 20–30 %. Это пассивная инвестиция, но, исходя из макроэкономической ситуации и ее развития, это тоже неплохой вариант.

ФОТО из открытых источников

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.