Top.Mail.Ru
Общество
Красноярский край
0

«Енисейская Сибирь» вдвое превосходит Нижнее Приангарье по инвестициям»

Депутат Госдумы РФ Сергей Натаров считает, что в условиях новой волны санкций именно Сибирь может стать «точкой опоры» для всей страны. При этом битва за «человеческий капитал» в Сибири должна начинаться с формирования качественного уровня жизни. Именно в этом депутат видит свое предназначение в работе главного законодательного органа страны.

На КЭФ-2018 вы принимали участие в нескольких круглых столах по ЖКХ. Считаете эту тему особенно актуальной?

– В Госдуме вхожу в состав Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. В основном это работа над совершенствованием Жилищного кодекса. Он очень сырой, его писали, как и все кодексы, которые сегодня есть, «на коленке» и принимали в спешке в девяностые годы. Проблема в том, что многие статьи на актуальные жизненные темы или отсутствуют, или они есть, но противоречат другим федеральным законам, пересекаются с ведомственными нормативными актами. В итоге такой кодекс просто не работает так, как надо. Практически на каждом пленарном заседании выносятся поправки. Кодекс, я считаю, – основной закон для сферы ЖКХ. Но, как это случается, закон не успевает за практикой. Вообще законодательство отрасли требует серьезной ревизии в целом. За последнее десятилетие принималось много параллельных законов постановлений правительства, нормативно-правовых актов – общим числом более 350. Теперь в них запутались все. И те, кто принимал, и те, кто должен исполнять. А простому человеку в этом клубке законов вообще не разобраться – специалисты с трудом понимают. Сфера зарегулирована полностью. Сегодня Комитет, принимая законы или поправки, старается объединить множество «нормативки» в один законодательный акт, сводя нормы воедино, уменьшая количество разных толкований, делая закон максимально универсальным, простым и прозрачным. Это особенно актуально, учитывая низкий уровень юридической подготовки у населения.

У нас большая страна. Тем не менее, тарифная политика разных регионов настолько отличается, что у населения возникают вопрос: почему мы платим больше соседей?

– Основной тренд у законодателей сейчас заключается именно в том, чтобы в федеральном законе были обозначены основные параметры и границы, а дополнительные нюансы и особенности принимались на уровне региона. Мы же понимаем, что жилищные законы не могут быть едиными для Санкт-Петербурга, Сочи и Красноярска. Климат разный, нормы разные, условия и возможности. И наоборот, некоторые ключевые вещи, как, например, тарифную политику, нужно контролировать на федеральном уровне. От и до. Потому что в разных регионах через разные механизмы РЭКи принимают такие тарифы, что потом волосы дыбом встают. Откуда такие тарифы, почему это произошло, насколько это экономически обосновано? РЭК же ничего не объясняет. То, что поставщики или «ресурсники» прописывает в обосновании, регулятор принимает без проверки, как есть. По сути, это «игра в одни ворота». Сами себе цены подняли, сами себе тарифы повысили. В итоге часть выпадающих расходов ложится на население, часть на себя берет бюджет, в рамках компенсации. Поэтому мы сейчас работаем над механизмом совершенствования тарифной политики и ограничения необоснованного роста. Роль регионов в этом процессе никто не отменяет, они должны тщательнее проверять все вводные. Не должны тарифы в соседних регионах отличаться в разы. Они должны быть примерно одинаковые.

Насколько эффективным оказался механизм лицензирования управляющих компаний в ЖКХ?

– Буквально вчера приняли закон, ужесточающий тему, связанную с концентрированием управляющих компаний в разрезе получения лицензий и контроля. Вводя лицензирование, мы ожидали, что наведем порядок на этом рынке – недобросовестные компании уйдут, не выдержав конкуренции. Хотели, как лучше, но «получилось, как всегда». Лицензии выдавались формально. И ожидаемого эффекта нет. Мы понимаем, что инструмент лицензирования, по сути, правильный, но его нужно совершенствовать. На днях на комиссии был выдвинут ряд инициатив по ужесточению контроля над лицензированием. Это очень важно. Закон о заключении прямых договоров жителям с ресурсоснабжающими организациями уже даст возможность исключить из цепочки посредников в лице УК, что придаст процессу оплаты прозрачность. Это позволит избежать проблем с недоплатами и махинациями со стороны посредников, что сейчас случается сплошь и рядом. УК скорее всего останется только роль операторов. Но это будет другая история.

Рынок в этой сфере сейчас приходит к равновесию. Ведь раньше УК появлялись как грибы после дождя и также быстро исчезали, прихватив деньги жителей и оставив неоплаченными счета «ресурсников». Приходит новая УК, долги дома выставляют им. Тут мы тоже вмешиваемся, стараемся ограничивать, чтобы на людей не падала двойная оплата. В ходе реструктуризации задолженностей конечно несут некоторые потери все стороны. И «ресурсники» обязаны снижать свои притязания, и УК должны брать на себя определенную нагрузку.

Вы с самого начала были противником новой системы ремонта многоквартирных домов. Удалось повлиять на ситуацию?

– Тема по-прежнему сложная, скандальная, много вопросов к фондам, к организации капремонтов, к выбору подрядчиков. Я думаю, что и приезд сюда на КЭФ замминистра Минстроя и ЖКХ Андрея Чибиса подтверждает важность темы капремонта на федеральном уровне. На наш взгляд, коммунальщики должны вести работу активнее. Именно они должны быть заинтересованы в качестве таких ремонтов и используемых материалов. И материалы должны отслужить не менее 25 лет. Муниципалитет Москвы сегодня софинансирует затраты на капремонт. И у нас в крае, я уверен, не только деньги жителей должны участвовать в капремонте, но и средства федерального и регионального бюджетов. Один лишь карман собственника не потянет все расходы. Вот смотрите, тариф в Москве сегодня 17 рублей/кв. м. И они говорят, что этого не хватает на покрытие всех расходов, если использовать качественные и инновационные материалы. А у нас в Красноярске тариф чуть более 6 рублей. Втрое ниже. Полный провал. Добавьте конкуренцию в процессе торгов между подрядчиками. Ни о каких качественных материалах и речи нет. Но поднимать тариф для людей нельзя. Вопрос надо решать на уровне губернатора. Мы на него выходили, и у него есть понимание, что в этой части необходимо помогать. Однако проблема была в самом персонале краевого Фонда капремонта. Денег накопили много, а освоить их не могут. Думаю, скоро произойдет «смена караула», и надо наверстывать упущенное. Но в этой части УК должны быть непосредственно заинтересованы в качестве. Они, во-первых, специалисты, во-вторых, им в дальнейшем обслуживать этот дом, а капитальный ремонт может и должен снизить издержки дальнейшей эксплуатации здания. Их нужно вовлекать в этот процесс, как сделано это в Москве.

Директор краевого фонда капремонта пошла по простому пути. Как говорит Авдеева, «я сохранила деньги, но я не хочу сидеть». Люди ждут ремонтов, а она накопила денег и бездействует. У нас есть другая кандидатура, человек энергичный и амбициозный, готовый принимать ответственные решения. Имя его пока раскрывать не буду, но оно уже мелькало в СМИ. Он даже тут на КЭФ присутствует. Я с ним лично разговаривал и считаю, что это опытный и достойный управленец.

Как, на ваш взгляд, отразится новая волна санкций на экономическом самочувствии страны и Красноярского края?

– Буквально несколько дней назад правительство страны выступало с отчетом. Отчет достаточно оптимистичный, по всем данным и показателям правительство убеждало нас, что ответ на новую волну санкций будет адекватным, что мы готовы и ничего катастрофического не случится. Но внутреннее ощущение другое – нас ждут непростые времена. В оптимизм правительства не верится хотя бы потому, что до сих пор не готовы зеркальные ответы, которые последовали на предыдущие американские санкции. Я понимаю, что они прорабатываются, но видно, что мы не были к этому готовы заранее. На пленарном заседании КЭФ тема санкций практически не обсуждалась. Разве что заявления о том, что необходимо воспользоваться внутренними резервами. Но это все очень неконкретно. А время идет. Самый ценный ресурс уходит. Конечно же, после формирования нового правительства мы ожидаем у себя, в Государственной думе, огромное количество новых законопроектов, которые будут направлены на отработку послания президента. И чем быстрее это случится, тем скорее у нас появится понимание направлений предстоящей работы.

Для края очень важно в любых, самых тяжелых условиях реализовать проект «Енисейская Сибирь». Это проект вдвое более ресурсоемкий, чем такой масштабный инвестпроект как Нижнее Приангарье. Там было 250 млрд рублей, а здесь 500 млрд рублей. Проекты макрорегиона имеют огромное значение и для внутреннего развития, и для создания экспортоориентированных продуктов, и для формирования высокотехнологичного рынка труда. Часть своей жизни, два с половиной года, я работал над реализацией проекта освоения Нижнего Приангарья. Как заместителю губернатора мне пришлось завершать строительство части объектов, вводить их в эксплуатацию – Богучанскую ГЭС, первую очередь алюминиевого завода, линии электропередач, подстанции. Мы закрыли всю потребность в социальной инфраструктуре сразу в нескольких районах края – в Кежемском и Богучанском. Построили там школы, детские сады, спортивные объекты, водоочистку и канализацию, современные котельные. Только за счет бюджета поднять такой объем не удалось бы. Но две компании и краевая власть сделали это вместе. Такова логика, сама суть масштабных инвестпроектов. «Енисейская Сибирь» может дать еще более впечатляющий эффект. Как на уровне страны, так и для каждого жители региона. Посмотрите, как развивается край. При губернаторе Лебеде, еще на моей памяти, бюджет края оставлял 23 млрд в год, сейчас он в десять раз больше. Думаю, эта тенденция будет сохраняться.

Новая индустриализация – это новые экологические риски. Как вы оцениваете те меры, что намечены для снижения уровня ПДК в атмосфере Красноярска?

– Сейчас, когда президент дал указание решить эту проблему, начнутся различные действия. Но здесь очень важно, чтобы и у чиновников, и у населения изменилось мышление. Потому что экология – это не только поднятие трубы или закупка автобусов. Это комплексный экологический подход ко всей жизнедеятельности города и края. Проблема не решится быстро, но ей нужно заниматься каждый день. На уровне муниципалитета, на уровне региона, не стесняться проводить озеленение. Мы больше шести лет говорили про миллион деревьев, а по факту только рубим. Москва в этой части быстро сориентировалась, там создается сейчас огромное количество парков, зеленых зон. Нет возможности создать зеленую зону на земле – создают на крыше. Активно используют вертикальное озеленение. Идут на все, чтобы озеленить город. Нам надо двигаться в эту сторону. Вот мы сейчас готовимся к Универсиаде, пытаемся создать комфортную среду. Мне кажется, что сегодня нужно брать для благоустройства Красноярска все самое передовое, эффективное, новое. Не жалеть ни сил, ни средств для города. Последнее, самое новое. Если мы применим такой подход в Красноярске, то город будет быстро меняться. Сегодня нужно отойти от низких стандартов, я везде это говорю. Нужно смотреть в комплексе. Строить не отдельные дороги, а развязки, прекратить точечную застройку и строить сбалансированные микрорайоны с продуманной инфраструктурой. Чиновникам важно научиться слышать общество и решать его проблемы.

Фото: ldpr-krsk.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.