Любой мегаполис всегда является интересным для бизнеса. Особенно если речь идет о столичном регионе. Сегодня в Подмосковье ежегодно начинают работать десятки уникальных производств. Региональное правительство предлагает для зарубежных и российских инвесторов комфортные условия ведения бизнеса и продолжает разрабатывать новые меры поддержки. О секретах инвестиционной привлекательности Подмосковья и планах правительства по работе с инвесторами – в интервью заместителя председателя правительства Московской области – министра инвестиций и инноваций Дениса Буцаева для «ФедералПресс».
Денис Петрович, Московская область, как и Москва, является, пожалуй, наиболее привлекательным регионом для инвесторов. С одной стороны, выгоды размещения бизнеса в столичном регионе очевидны, с другой – это гораздо дороже, чем в соседних областях. Чем все же привлекаете в Подмосковье инвесторов?
– Знаете, для того чтобы регион был привлекательным, мало быть расположенным в центре нашей Родины. Необходимо предлагать специальные условия, которые позволяют инвестору быстро и эффективно реализовывать свои планы на территории того или иного субъекта. Для этого Подмосковье делает много. В первую очередь мы создаем инфраструктурные предпосылки, которые позволяют нашим инвесторам, во-первых, иметь выбор среди промышленных площадок, во-вторых, иметь инфраструктуру, уже готовую к его приходу, в-третьих, иметь сопровождение проекта в режиме контроля сроков и порядка получения тех или иных разрешительных документов.
Для этого по губернаторской программе было создано 72 индустриальных парка, куда входит три особые экономические зоны. Для этого же мы создали центр содействия строительству – это организация, которая в ручном режиме ведет проекты, связанные со строительством промышленных объектов. То есть каждому инвестору предоставляется персональный менеджер, который получает вместе с ним всю необходимую документацию для работы в регионе. У нас создана целая система льготирования и монетарных субсидий, которые позволяют получать как налоговые льготы, так и финансовые меры поддержки при реализации инвестиционных проектов в Подмосковье.
Все вместе эти инструментарии позволяют говорить о том, что у нас любой инвестор – иностранный и российский, крупная и небольшая компания – найдет свою площадку, свое место в Подмосковье.
Сколько времени занимает процесс от заявления проекта до его запуска? Во многих регионах, как известно, на это уходят годы.
– По-разному. Чтобы на это не уходили годы, мы запустили программы развития инвестиционного климата, изменения его в лучшую сторону, о которых я сегодня говорю уже как о состоявшихся вещах. В частности, самым продолжительным всегда был процесс перевода земельного участка в соответствующую категорию, подведения к нему инфраструктуры, после чего инвестор мог приступать к реализации проекта. Сейчас все выглядит иначе: в каждом муниципалитете создана своя индустриальная площадка, куда подведены все необходимые коммуникации, земля переведена в соответствующее назначение, и инвестор выбирает участок среди готовых площадок. Когда он выбрал площадку, к нему прикрепляется конкретный менеджер, который сопровождает его в получении всех необходимых разрешений на строительство.
Сам предприниматель уже не бегает по кабинетам чиновников и топ-менеджеров инфраструктурных компаний? Удобно.
– Да, у инвестора только одно контактное лицо – менеджер. Естественно, срок получения документов значительно сократился.
На сколько?
– С момента принятия решения до момента выхода на стройку проходит несколько месяцев, включая то время, которое необходимо инвестору для проектирования объекта.
Как решаются вопросы выделения земли? Территория, понятно, большая, но она все-таки не резиновая. И не секрет, что возникают протесты жителей, несогласных с размещением того или иного производства вблизи с их населенными пунктами.
– Здесь нам помогает программа развития индустриальных парков. Они создаются на специально предназначенной для этого территории и проходят все необходимые согласования, включая публичные слушания. В рамках индустриальных парков проблем с согласованием не возникает.
Порядок получения земли бывает разным. Если это частный индустриальный парк, то все определяется договоренностями между его владельцами и инвестором (мы являемся третьей, консолидирующей, стороной). Есть муниципальные и региональные индустриальные парки – там мы выделяем землю самостоятельно. Есть еще особые экономические зоны. Решение о выделении участков в них мы также принимаем самостоятельно при вхождении резидента в ту или иную ОЭЗ.
Не секрет, что в столичном регионе земля – одна из самых затратных статей бизнес-проекта. В государственных индустриальных парках существуют ли какие-то меры поддержки?
– Да, в Подмосковье действует программа, согласно которой в случае, если вы инвестируете свыше 500 млн рублей, вы получите землю бесплатно на территории индустриального парка.
Речь о каком сроке?
– В течение трех лет.
Если земельный участок выбран за пределами индустриального парка, то мы можем предоставить его на внеконкурсной основе по распоряжению губернатора, без аукциона.
С какими проектами чаще всего идут инвесторы в Подмосковье? Какие отрасли самые популярные и перспективные?
– Перерабатывающая, обрабатывающая промышленность – в эти отрасли инвесторы идут наиболее активно. Мы видим интерес со стороны компаний по развитию транспортных хабов, компаний, связанных с машиностроением, станкостроением и производством электроники. В целом эти сегменты и для Подмосковья крайне интересны, и инвесторы развиваются в них очень активно.
У кого Подмосковье вызывает больший интерес – у иностранных или у российских инвесторов?
– Я бы сказал, что соотношение примерно равное. Мы достаточно много привлекаем иностранных инвесторов. Наиболее активные страны – это Италия, Франция, Германия. Но при этом растет интерес и бизнеса из других государств – это и азиатские страны, и компании из Северной и Южной Америки. По количеству российских компаний, конечно, больше. Они сейчас активно двигаются в направлении развития собственных промышленных объектов.
А по объему инвестиций – иностранцы больше вкладывают?
– Нет, российские инвесторы вкладывают больше. Но у иностранных инвесторов объем инвестиций на один проект больше, чем у российских. У них все проекты средне-крупные, у российского бизнеса достаточно большое количество проектов малых, что также очень ценно, потому что для нас это целевая аудитория. Нам важно, чтобы малый и средний бизнес чувствовал себя комфортно и активно развивался. В структуре подмосковной экономики нам хочется иметь больше предприятий именно в сфере малого и среднего бизнеса.
Какие наиболее яркие бизнес-проекты были и еще будут запущены в этом году?
– В этом году у нас начнется строительство завода Hino Motors (крупнейший в Японии производитель грузовых автомобилей – прим. ред.). Реализуются проекты «Мираторга», распредцентра «Ашана». Мы завершили первый этап создания сухого порта. Мы привлекли достаточно интересных резидентов в Дубну – это «Уралтрубмаш». Введен в эксплуатацию крупный перерабатывающий завод «Черкизово», и есть договоренность о реализации второго и третьего этапов, что даст нам еще 25 млрд рублей в целом к общему объему инвестиций. В общем, 2018 год для Подмосковья складывается весьма неплохо.
А существуют ли вообще приоритетные отрасли, в которых вам хотелось бы видеть больше инвесторов?
– Сложно сказать. У нас есть приоритеты экономического развития: это создание экспортно ориентированных предприятий, повышение экспортного потенциала России. Это редевелопмент, или, как мы говорим, второе дыхание для старых заводов – тех, где необходимо реформировать предприятия и на их основе открывать новые технопарки и индустриальные зоны. С точки зрения промышленности наше стратегическое направление – все, что связано с пищевой переработкой, а также любая обрабатывающая промышленность. У нас есть серьезные наработки в производстве строительных материалов, и мы дальше собираемся развивать эту отрасль.
Сейчас активно работаем над развитием агропромышленного кластера. Он будет расположен на территории нескольких муниципалитетов и создаст сильную структуру с горизонтальными связями. У нас хорошо развивается проект по фармкластеру: это специально выделенная территория индустриального парка, куда приходят фармкомпании. Мы будем развивать приаэропортовые территории – деловую и гостиничную зоны. Мы ищем площадку для выставочного центра и работаем над тем, чтобы приглашать инвесторов строить больше офисов на территории региона. Сейчас несколько площадок в работе, и в ближайшее время будем объявлять по ним конкурс.
Не предполагала, что офисов недостаточно в Подмосковье…
– Офисов недостаточно. Для нас целевая задача – привлечь как можно больше так называемых белых воротничков, тех, кто работает в офисах. В Подмосковье, не секрет, можно не везде строить офисы, но есть места с хорошей транспортной доступностью, которые могут быть и будут востребованы для офисного строительства. В таких местах мы будем предлагать земельные участки.
Что касается автопрома, в рамках кластера какие предприятия будут работать?
– Мы хотим построить цепочку, связанную не только с автосборкой. Мы активно работаем с крупными мировыми брендами, которые создают и которые могут создать свои сборочные производства на территории региона. Но мы вводим в локализацию и тех, кто производит компонентную базу для этих производителей. Вместе с федеральными властями обсуждаем большой проект по созданию центра компетенций и испытательного центра для автопромышленности. Все это позволит нам создать цепочку от разработок до производства комплектующих и автосборочного предприятия на территории Подмосковья.
Какой сейчас процент локализации иностранных автопроизводителей в Московской области?
– Сейчас процент локализации крайне высокий – выше 50 % в России, а на предприятиях, которые располагаются в Подмосковье, локализация даже выше. Например, Mersedes строит завод, где будет покрасочная камера, – это очень дорогое удовольствие, из общей стоимости завода треть финансирования – это только покрасочная камера, где с помощью роботов будет производиться окраска кузовов и некоторых комплектующих.
Надо понимать, что сегодня сама автомобильная промышленность сильно изменилась. Это уже не «отверточная сборка». Есть компоненты, которые производятся даже не в определенных странах, а в определенных регионах. Например, изначально азиатские страны занимаются всей электроникой, в том числе для автомобилей, которые собираются на территории Европы и Америки. Перемещать такие производства в другие регионы и страны нерентабельно. Но есть такие компонентные базы, которые можно размещать на других территориях. Например, в Клину у нас есть предприятие, которое занимается производством элементов интерьера автомобилей.
Mersedes когда планирует запускаться?
В первом квартале 2019 года планируется выпустить уже первые машины.
Какова судьба старых предприятий? Ведь многие считают, что дешевле построить новое, чем отремонтировать старое.
– Мы сейчас вырабатываем меры поддержки, связанные с дополнительными налоговыми льготами для тех, кто будет реконструировать и реформировать свои предприятия. Для тех, кто не будет этого делать, налоги останутся в прежнем режиме. Второе – мы работаем над мерами поддержки промпредприятий при реконструкции. Это будут монетарные финансовые меры поддержки. Мы их озвучим в конце сентября – начале октября.
Какой объем инвестиций прогнозируется в этом году и в 2019-м?
– Мы рассчитываем на объем свыше 650 млрд рублей. В будущем году - в районе 700 миллиардов. В среднем мы открываем 60–70 предприятий каждый год.
Потенциал на этом не закончится?
– Нет, мы хотим открывать сто. Для этого готовится новая экономическая программа.
За счет чего планируется этого достичь?
– Это будет целый комплекс мер – и налоговые, и финансовые стимулы, и снижение административных барьеров. Какого-то одного уникального решения, которое позволило бы добиться нужных экономических результатов. Губернатор перед нами ставит задачу более интенсивного экономического роста.
Открывающиеся в Подмосковье предприятия отвечают тренду развития цифровой экономики?
– Если вы побываете в «Черкизово», вы убедитесь в этом – это космический корабль. Это предприятие с очень высоким уровнем автоматизации – там везде роботы. Таких предприятий на территории Московской области создается достаточно много. С одной стор–оны, они требуют меньше рабочих сил, с другой – на них создаются высокопроизводительные, высокотехологичные, с высоким уровнем зарплаты рабочие места. Для нас это тоже крайне важно.
Фото: пресс-служба министерства инвестиций и инноваций Московской области