Союз российских городов вышел на международный уровень. Теперь входящие в его состав муниципалитеты имеют возможность делиться не только своим опытом и проблемами, но также больше общаться с чиновниками и бизнесменами Европы, Азии, Америки. Это становится наиболее важно и в то же время сложно с введением все новых видов санкций. Как эти обстоятельства влияют на развитие крупных населенных пунктов, в интервью «ФедералПресс» рассказал президент Союза российских городов Станислав Мошаров. На этот пост он был избран уже в третий раз. Параллельно Мошаров является председателем Челябинской городской думы.
Станислав Иванович, Союз российских городов был создан еще в 1991 году. Как с того времени изменились задачи и возможности организации?
– Сегодня в Союз российских городов входит 86 субъектов, которые обмениваются опытом реализации муниципальных практик.
Изначально союз создавался как клуб мэров. Со временем он стал более сильной структурой. Именно благодаря союзу нам удается решать многие вопросы. К примеру, мы вынесли на федеральный уровень проблему благоустройства прилегающих территорий, долго доказывали, что это принесет пользу городу. В итоге такой закон был принят и сейчас начинает работать. Для выполнения реальных задач у нас созданы проектные офисы.
Главы городов обсуждают развитие ЖКХ, культуры, вопросы развития инвестиционной привлекательности регионов, социальной политики.
Но ведь союз уже вышел на международный уровень: во встречах принимают участие уже и главы муниципалитетов других стран. Их уклад жизни, менталитет населения, экономическое положение наверняка отличаются от российских? Или есть общие темы?
– Да, мы проводим международные форумы, сотрудничаем с республиками бывшего Советского Союза, с другими государствами.
Во многих городах Европы есть внутригородское деление на районы со своими советами депутатов. Мы и взяли этот опыт для России из-за рубежа, где такая система зарекомендовала себя положительно. Вместе с Челябинском пилотными городами стали Самара и Махачкала, где реализована реформа местного самоуправления. Благодаря этому депутаты становятся ближе к своим избирателям, знают их проблемы и имеют возможность решать их более оперативно и эффективно, а также доносить ситуацию до городских властей. Когда депутат работает на округе в несколько десятков тысяч, он просто физически не может знать всего, что там происходит.
Положительные результаты уже есть. В одном из районов Челябинска сколько лет подряд происходило подтопление жилого сектора. Местные чиновники говорили, что нужно несколько миллионов рублей на экспертизу и замену водопровода. Когда на этой территории избирался районный депутат, действительно желающий работать, он выяснил, что на соседнем участке во время ремонтных работ просто заложили один из стоков. Нашел рабочих, эту кладку разобрали, и проблема была решена. Потрачено на это было тысяч 30 рублей. На моем округе жители просили аптеку. Но мы не могли заставить бизнес работать там, где мало клиентов. Тогда мы добавили остановку общественного транспорта рядом с другой, уже существующей аптекой. Все были довольны. Об этом же говорят и главы других муниципалитетов.
А вообще главная цель у градоначальников во всех странах одна: повысить уровень жизни населения. Для этого мы вместе обсуждаем вопросы – от развития промышленности и привлечения инвестиций до коммунально-бытовых.
Почему так мало городов в России переходят на такую систему местного самоуправления?
– Пока реализуются только пилотные проекты, нарабатывается практика, совершенствуется законодательная база. В будущем и другие регионы, которые пока смотрят на это с сомнением, будут внедрять районное деление.
Мы обсуждали практику внедрения новой системы местного самоуправления на выездном заседании профильного комитета Государственной думы, которое состоялось в Челябинске 2 ноября. Большинство экспертов сделали вывод об обоснованности нововведений.
В условиях санкций и непростой геополитической обстановки, как известно, страдает прежде всего бизнес, нарушаются культурные связи между городами и странами. Союз российских городов, уже выстроивший прочные связи, как-то может повлиять на эту ситуацию?
– Конечно! Прежде всего мы накапливаем опыт личного общения, устраиваем различные бизнес-миссии, совместные форумы. Предприниматели, которые так или иначе попали под действие санкций, далеко не всегда их поддерживают. Те, кто до этого годами вел бизнес в России, не хотят терять прибыль. Обойти ограничения практически невозможно. Но мы стараемся найти возможность уладить трудности.
Важно ведь развивать между городами нашей страны и других и культурное взаимодействие. Для этого мы помогаем изучать историю друг друга, культурные традиции, организуем выездные выставки, концерты, реализуем программы обмена студентами. Как правило, за границей не всегда точно показывается образ России, информация, бывает, подается предвзято. Некоторые и вовсе формируют образ России-врага. Это можно изменить только предоставлением другой, правдивой информации. Когда иностранец приезжает на наши мероприятия, когда мы встречаем его всей душой, налаживаем общение, он уже формирует свое личное отношение к нашему государству. Этот человек приедет домой, расскажет о нашем гостеприимстве, о наших достижениях. Тогда антипропаганда не будет иметь такой силы.
Ну, и очень помогает заключение договоров о намерении сотрудничества. В последние годы взаимодействие в этом направлении с соседними республиками активизировалось. Союз российских городов подписал соглашения уже со многими странами и городами: в их числе Киргизия, в частности, Бишкек, есть договор с китайским Союзом городов, готовится подписание с Ассоциацией породненных городов США, действует меморандум о сотрудничестве с Республикой Армения, с Кореей, Беларусью, с Ассоциацией финских местных властей и многими другими.
Кстати, эти договоры не всегда заключаются между союзами. Часто сторонами выступают непосредственно города, которые взаимодействуют напрямую.
В последнее время стало заметно укрепление связей с городами Германии. С чем это связано, и как именно реализуется взаимодействие, качество которого недавно высоко оценил министр иностранных дел России Сергей Лавров?
– Недавно мы подвели итоги перекрестного Года межмуниципальных и межрегиональных партнерств между Россией и Германией. На итоговой конференции в Берлине гостей было так много, что зал едва вместил всех желающих присутствовать. Сергей Лавров вручил грамоты членам правления Союза российских городов и отдельно – мэрам. Кроме того, были подписаны новые документы о сотрудничестве и намерениях между городами Туапсе и Шведт, Выборгом и Грайсвальдом, Звенигородом и Лааром. Ранее делегации из Германии не раз посещали наши города, один из свежих примеров - визит в Ростовскую область, речь шла о развитии культурных и экономических связей.
Повторюсь, мы считаем правильным развивать сотрудничество через непосредственное взаимодействие с руководителями городов и государств, республик, с промышленниками и предпринимателями, с деятелями культуры.
Станислав Иванович, в Челябинской области идет процесс создания агломерации. Пожалуй, чем крупнее территория, тем больше трудовых ресурсов она объединяет. Становятся ли агломерации более привлекательными для потенциальных инвесторов и прочих партнеров из других стран?
– Челябинская агломерация, по сути, уже существует. Однако процесс ее оформления еще продолжается. Есть транспортное сообщение между Челябинском и примыкающими к нему районами и Копейском, есть трудовая маятниковая миграция. Но остаются нерешенными многие вопросы. К примеру, мы видим, что много людей из одного пункта ездят на работу в другой. Мне кажется, было бы логично открывать новые компании, производства ближе к таким поселениям, микрорайонам. Чем больше будет потенциальных рабочих кадров, тем больше вероятность, что инвестор, в том числе иностранный, выберет именно этот регион или город для развития бизнеса. А это, опять же, новые рабочие места, налоги и так далее.