Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Память о ветеранах надо выражать не опрокинутыми граммами в организм»

Сложно себе представить более объединяющий повод для россиян, чем 9 Мая. Это не только праздник Победы, но и день памяти. Вот уже несколько лет в нашей стране и за ее пределами на улицы городов выходит «Бессмертный полк» – многомиллионный марш потомков ветеранов Великой Отечественной войны. «ФедералПресс» пообщался с руководителем исполкома общероссийского общественного движения «Бессмертный полк России» Артемом Хуторским о способах сохранить народную память о ветеранах, постепенно уходящих от нас и о том, насколько уместны безудержная торговля атрибутами Победы и массовое потребление алкоголя в эти праздничные дни. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Несколько дней назад сопредседатель организации «Бессмертный полк России», генерал-полковник Сергей Макаров предложил приспускать флаги на зданиях госучреждений там, где умирают последние ветераны Великой Отечественной войны. Кто-нибудь уже изъявил желание прислушаться к тому, что он озвучил? И какие еще у «Бессмертного полка» есть предложения по увековечению памяти о ветеранах?

– Впервые это предложение было высказано даже не Сергеем Афанасьевичем, а [руководителем тюменского регионального штаба движения] Геннадием Кирилловичем Ивановым на одном из заседаний нашего центрального штаба еще зимой. Мы договорись оставить это предложение до широкого освещения в СМИ в связи с наступающим 9 Мая. Сергей Афанасьевич поддержал это предложение. Пока на него реакции никакой нет: сами понимаете, прошло всего несколько дней. Но по окончании праздника подготовим официальные обращения к органам власти с инициативой о приспускании флага в день ухода из жизни последнего ветерана в этом населенном пункте. Мы оцениваем возможности региональных администраций и губернаторов и понимаем, что времени у них сейчас нет. Так что этим вопросом мы займемся уже 10 мая.

Если говорить о новых предложениях, то стоит сказать, что у нас было проведено заседание центрального штаба, на которое были приглашены представители Мионобороны, а именно члены управления по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества. Там обсуждался вопрос, что родственникам совершенно ничего неизвестно о порядке погребения и отдании воинских почестей умершим ветеранам войны. Мы предложили разработать памятку-листовку. Ее проект уже готов. Мы хотим после праздничных мероприятий через наши отделения распространить ее в регионах.

На ваш взгляд, как изменится День Победы, когда уйдет последний ветеран? 9 Мая станет отголоском истории? Насколько это зависит от действий власти?

– Влияние государства здесь просто колоссальное. Несмотря на то, что мы неоднократно отмечали в своих выступлениях, что основной воспитательный момент исходит из семьи, государство воспитывает свой народ. Государство воспитывает граждан. От того, какую политику патриотизма проводит государство, мы будем отталкиваться в будущем. Мне лично кажется, что 9 Мая станет не просто государственным праздником, а семейной традицией. Это будет что-то близкое, родное по духу, как день рождения или новый год. Но только 9 Мая будет объединять все поколения – от самых старых до самых молодых. Это будет праздник семейно-исторического толка.

Трудно прогнозировать. Мы реалисты и должны понимать, что когда-то через сотню лет 9 Мая станет древней историей. Мы же не можем представить себя плачущими, например, у могил воинов Средневековья. Но пока живы 3-4 поколения, близких к войне, День Победы будет оставаться праздником со слезами на глазах.

Как раз хотел задать вопрос по поводу поколений. Вы наверняка часто контактируете с молодежью по линии «Бессмертного полка». Есть в ней запал сохранить и передать следующим поколениям знамя памяти? Чем их «память» о войне отличается от «памяти» представителей старших поколений?

– Трудно говорить за всю молодежь. Многие представители нашей молодежи значительно отличаются от нас в том же возрасте. Для этих людей во многом война – это история из учебников. Нельзя сказать, что в нашем поколении и более старших поколениях молодежь была едина и вся привержена идеям сохранения памяти о Победе. И в прежние годы хватало циников и мерзавцев, которые не ухаживали за братскими захоронениями, а вместо этого разрывали их и добывали какие-то военные артефакты. В каждом поколении есть паршивые овцы. Нынешнее поколение имеет очень сметливый ум. Они здорово разбираются в технике, в коммуникации. Мне кажется, это будет очень мощный ресурс для изучения архивов войны. Эти ребята перевернут колоссальные пласты, благодаря развивающейся технике.

Чего не хватает в этом направлении в образовательных учреждениях (школы, детсады)? Нужно ли вводить какие-то новшества в школьные программы? И где находится грань между тем, когда навязывают память и когда подталкивают просто человека к уважению к традициям?

– Грань здесь очень простая. Как только семья возродит личную историю своего рода, как только сыну или дочери родители будут рассказывать историю своего предка, возникнет маленькая гордость. Небольшое убеждение, что человек находится не просто в рядовой семье, а что у этой семьи есть легенда. Уже отталкиваясь от семейной истории, ребята придут в школу и не будут скучать на уроках истории. Это их зацепит, это будет уже что-то личное. При словах «Битва под Москвой», «Курская дуга» кто-то просто вздрогнет и вспомнит, как рассказывали об этом старшие в семье. Если увеличится количество часов уроков истории в школах, это будет огромная помощь семейному образовательному ресурсу. Семья без школы немыслима, как и наоборот.

Наверное, вам часто задают этот вопрос. В чем феномен Бессмертного полка, на ваш взгляд? Понятное, что память о своем ветеране в каждой семье чуть ли не священна. Но как удается объединять на улице, в той же Москве, миллионы граждан? В чем здесь секрет?

– Мы действительно много об этом говорили. Многие журналисты выдвигают различные версии. Поверьте, фактор организованности и сплоченности, наверное, находится на последнем месте. На одном из первых стоит эффект безудержной тоски. Это тоска по тому, что ничего не можешь сделать, чтобы вернуть родного и близкого человека или установить судьбу пропавшего без вести предка.

Будем объективны. Огромный процент пропавших солдат и офицеров навсегда окажутся пропавшими без вести, как бы это страшно ни звучало. Мы не будем касаться политических аспектов регистрации и учета гибели военнослужащих в годы войны. Эта практика была, мягко скажем, своеобразной. Но в любом случае, это внутренняя душевная тоска, стремление не забыть и сказать соседу или другу: «Мы помним, а вы как? А вам слабо отвлечься от ежедневных забот и хотя бы раз в году вспомнить?»

Как вы относитесь к торговле символами перед 9 Мая? Мелкие бизнесмены наживаются на распродаже георгиевских ленточек, транспарантов для Бессмертного полка? Недавно в Москве видели африканца, который рекламировал услуги распечатки транспаранта и держал портрет ветерана, который вряд ли ему приходился дедушкой.

– Очень сложным вопросом является продажа всех этих атрибутов прямо на шествии, в колонне идущих. Мне кажется, это не совсем корректно. Это уже перебор – делать бизнес, не отходя от кассы. Вполне достойно, мне кажется, заниматься продажей подобных символов до шествия, до 9 Мая. Давайте будем руководствоваться старым постулатом «не судите, да не судимы будете». Пусть это останется на совести предпринимателей.

Я вам скажу честно, наличие такого количества бизнеса в этой сфере указывает частично и на недоработки нашего исполкома, например. Значит, мы недостаточно привлекаем средств, пожертвований на деятельность «Бессмертного полка». Могу сказать, что правительство Москвы тратит колоссальные средства на бесплатную раздачу 9 Мая и накануне такой символики. Есть потрясающая акция «Красная гвоздика». Можно за символические деньги купить значок с красной гвоздикой. Деньги с продаж идут на помощь ветеранам не только Великой Отечественной, но и других вооруженных конфликтов.

Во многих регионах ограничивают продажу алкоголя 9 мая. Как вы считаете, стоит ли эту практику распространять или вообще запрещать продавать спиртные напитки в этот день? Нередко можно заметить в городах 9 мая много нетрезвых лиц. Это кажется не совсем уместным.

– Тоже непростой вопрос. Вспомните хотя бы один праздник, который в нашей стране встречался бы без алкоголя. К сожалению, для России алкоголь – это нормально. Вопрос только в нормах и дозах. Выпить рюмочку в праздник и еще одну в память – не зазорно и здоровью не навредит. Бокал вина или шампанского – не проблема. Но когда некоторые граждане надираются до скотского состояния 9 Мая – это полная бездуховность. Как бы ты не относился к памяти о ветеранах, это надо выражать не опрокинутыми граммами в организм, а наоборот возможностью достойного поведения и демонстрацией своей культуры. Вспомните, даже на фронте в тяжелый период 1941-1942 годов, к сожалению, армии предлагался алкоголь, те самые наркомовские 100 граммов. Во многом это даже вредило частям на фронте. Есть что-то в нашем менталитете, связанное с культурой потребления алкоголя. Есть какие-то привычки, но только не 9 Мая до свинского состояния. Боже упаси! И ограничение продажи алкоголя косвенно помогает многим сохранить лицо. Можно обойтись без лишних 100 граммов вполне.

И последний вопрос. День Победы – это национальная идея России?

– На сегодня это стержень нашей национальной идеи. Трудно сейчас представить национальную идею в победе на Чудском озере. Трудно представить эту идею в выводе войск из Афганистана. Но чем уникально 9 мая 45-го? В стране с очень сложной политической системой, жестким режимом управления государством и народом, невзирая на внутреннюю проблематику периода правления генералиссимуса Сталина, люди сражались за Родину, за будущее своего народа. Это высочайшее проявление отвлеченности от любых политических и иных догм. Это и есть национальная идея. Отчизна превыше всего. Неважно, кто у руля, какими методами осуществляется управление. Страшно вспоминать о потерях, понесенных от войны, но тогда понимали, что, если все силы не будут брошены, то никакого будущего, никакого Советского Союза, никакой России не будет. На Кавказе и под Сталинградом в 1942 году решалась судьба целой нации. Выбора у нас не было. Приходилось любой ценой идти вперед и класть на алтарь миллионы людей. Это и есть национальная идея – сохранить будущее для наших потомков, невзирая ни на какие распри. Это потрясающий феномен нашего народа. Мы можем забыть обиды, боль, потери ради общего смысла победы.

Фото: РИА Новости/Александр Гальперин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.