Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

«Первый объект для знакомства, который я посоветую своим ученикам, – это будет Белая башня»

Макс Уэлч Гуэрра
Макс Уэлч Гуэрра

Новые технологии, минимализм в дизайне, функциональность и удобство – то, без чего сегодня нельзя представить современный мир в любом его проявлении, будь то дом, мебель, гаджет или автомобиль. Но этого ничего не было бы, не появись в 1919 году в Германии школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры «Баухаус». Именно ее основоположники заложили новые принципы работы и абсолютно новаторские идеи в дизайне. Взяв в руку смартфон или посмотрев на стеклянный небоскреб, никто не задумывается, что лаконичную форму они получили благодаря концепции школы «Баухаус». Так что же такое школа «Баухаус», какую революцию в дизайне и архитектуре она совершила, какие идеи она несет сегодня и правильно ли мы сегодня строим города – об этом в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» рассказал профессор Веймарского университета школы «Баухаус» Макс Уэлч Гуэрра.

  • Школа «Баухаус» продвинула минималистичную концепцию, которую сегодня применяют в мире дизайна;
  • мировые бренды используют идеи Баухауса;
  • конструктивизм появился благодаря дружбе советских и европейских архитекторов.

Спустя 100 лет – в каком направлении трансформировался баухаус? Мы понимаем, что сегодня это не просто название школы.

— Баухаус – это институт, он был основан в 1919 году. В начале ХХ века школа «Баухаус» открывала новую технику и манеру изображения мира в эпоху индустриализации. Изменения проявились не только в индустриальном направлении, но и в социальном. Стала меняться обстановка вокруг. Баухаус затронул не только архитектуру – изменения произошли в дизайне вещей, даже чашки стали другими.

Баухаус не был чем-то уникальным, хотя институт известен тогда уже был по всей Европе. В России в те годы был свой институт «Вхутемас» (Высшие художественно-технические мастерские). Я хочу отметить, что именно в начале ХХ века появилось новое поколение дизайнеров и художников от Москвы до Барселоны. Именно они, общаясь между собой, сделали Баухаус первой международной школой. Именно это международное общение позволило перейти к новой фазе индустриализации.

Как вы сегодня оцениваете роль школы «Баухаус»?

— Баухаус – это была не просто школа архитектуры и дизайна, это была абсолютно новая форма обучения. Я хочу сказать, что Баухаус нельзя скопировать, можно только что-то позаимствовать. В год, когда была организована школа, в Германии произошла революция. Было создано новое государство, Веймарская республика, в ее основе был заложен принцип социального государства, но не социалистического.

f23310faaf419dfbde9edeb27d98b0a9.jpg

Это государство финансировало строительство социального жилья. Поэтому дизайнеры Баухауса реализовывали социальные идеи в архитектуре, в предметах быта и во всем остальном. Конечно, школа «Баухаус» повлияла на переосмысление картины мира. Баухаус – это возможность ответить на какие-то вызовы в архитектуре и в обществе.

Замечаете ли вы такую тенденцию, что сегодня многие мировые бренды прибегают к идеям школы «Баухаус» в своих дизайнерских разработках? Зачем они это делают?

— Да, такая тенденция видна, сегодня бренды действительно прибегают к идеям баухауса. Вот, пожалуйста, Apple. Но я бы хотел сказать, что нам в Веймарском университете «Баухаус» не интересно обучать людей, которые потом идут в проекты Apple, нам нужны люди, которые будут понимать и разбираться в социальных проблемах в Германии, России, Аргентине. Например, в нашем институте много работают над проблемой ресайклинга (переработки и возобновления ресурсов). Мы следуем слогану «Форма, идущая за сутью». Его произнес Людвиг Мис ван дер Роэ, в 1930 году он возглавлял школу «Баухаус». Сегодня один из главных вопросов мира – как грамотно использовать ресурсы, чтобы сохранить то, что мы имеем в глобальном плане.

d1185594e17c65d393da7546d951c3a9.jpeg

К 100-летию школы «Баухаус» в Веймаре мы не проводим встречи с какими-то известными архитекторами, связанные с крупными корпорациями. Мы подошли к этой дате с практической точки зрения и создали кафедру, посвященную истории «Баухауса». Можно сделать огромные деньги на слове «баухаус», но мы не хотим превращать его в бренд. Это не то, что нам нужно. Мы очень критично относимся к нашему прошлому; если вы хотите заниматься урбанистикой в Веймаре и заявляете, что хотите сделать себе имя и стать знаменитым, то мы вас не возьмем. Мы работаем не для имен, мы работаем для общества. Нам престиж не нужен.

Параллельно с баухаусом в России (тогда это был СССР) развивался стиль конструктивизм. Говорят, что идея его создания принадлежит исключительно советским архитекторам. На ваш взгляд, есть ли пересечения идей баухауса и конструктивизма?

— Есть сильная связь между идеями школы «Баухаус» и архитектурным стилем конструктивизм. Но это не одни копировали других. Были архитекторы и в Германии, и в России, которые общались; тогда, в начале ХХ века, завязалось международное сотрудничество в образовании, начался обмен опытом. Люди друг к другу ездили в города. Я сегодня тоже здесь для международного обмена опытом. Мне интересна международная кооперация, мне хотелось, чтобы мои ученики приезжали сюда, в Екатеринбург, и наоборот – ваши деятели приезжали в Веймар.

Как вы оцениваете Екатеринбург с архитектурной точки зрения?

— Я впечатлен городом, даже не ожидал такого. Но меня очень волнует состояние памятников. Главных архитектурных и городских сооружений. Проблема содержания памятников архитектуры и монументов – она есть не только в Екатеринбурге, это касается всего мира, и Европы в том числе. Я переживаю и взволнован состоянием зданий.

2ce58175b39a9064ec5ec09578516277.jpeg

В Екатеринбурге я посетил «Городок чекистов», гостиницу «Исеть», меня впечатлила больше всего Белая башня. Уникальны сам объект и группа архитекторов, которая взяла на себя этот объект, занимается, сохраняет и продвигает его. Такие люди нам нужны, которые будут сохранять такие объекты и делиться знаниями о них. Когда я вернусь обратно в Германию, первый объект для знакомства, который я посоветую своим ученикам, – это будет Белая башня.

Многие здания конструктивизма в Екатеринбурге находятся в плохом состоянии. Не хватает финансирования. Расскажите, как в Европе относятся к памятникам архитектуры, как за ними следят, как это регулирует государство?

— Проблема сохранения и содержания памятников архитектуры характерна для всего мира. В Европе, безусловно, есть наказание для тех, кто разрушает и портит монументы и памятники архитектуры, исторические здания. В разных странах наказание разное. Но в немецкой столице стараются максимально сохранить все культурное, архитектурное и историческое наследие. Важно сохранять не только то, что сейчас построено, – важно сохранять то, что до нас возвели. В свое время Гитлер хотел сделать Берлин столицей мира; слава богу, у него не получилось осуществить свои идеи. Сегодня Берлин – столица объединенной Германии – демонстрирует, что у нас нет никакого продолжения нацизма. Сегодняшняя Германия – она мирная и не собирается ни на кого нападать, не собирается никого убивать. Так вот, идею мирной Германии мы пытаемся демонстрировать с точки зрения архитектуры, дизайна и стиля. Мы не собираемся игнорировать нацистское прошлое, но мы собираемся ответить на него с точки зрения урбанистики. Сегодняшний Берлин – мирная столица Германии, хранящая свою историю, какой бы она ни была.

fce1ac4fa12c9704fb7be53b272b6872.jpeg

В Екатеринбурге порой можно встретить агрессивную политику в плане ведения застройки. Есть у нас корпорации, которые привыкли строить то, что им нравится, при этом не особо задумываясь о памятниках архитектуры. Расскажите, как в Европе, Германии ведется градостроительная политика? Прислушивается ли государство к гражданам в градостроительных вопросах?

— Одна из моих научных работ была посвящена Берлину. Моя задача была представить проект нового открытого Берлина – функционального, репрезентативного. То есть Берлин должен был предстать как портрет новой Германии. В советское время Берлин был разделен стеной, сейчас ее нет, и образовался некий культурный вакуум, который нужно устранить. Я как раз и работал над устранением этой пустоты. Было очень много дискуссий, бесед и конфликтов. Но всегда мы интересовались мнением людей, обычных жителей, чтобы понять, как построить новое с сохранением старого. Я хочу сказать, что школа «Баухаус» всегда открыта для дискуссий.

e81e55ff0770b2cd0d2d6fc810d30d9d.jpg

Как нужно строить города?

— Надо сохранять то, что есть. Использовать те материалы, ресурсы и знания, которые существуют в современном мире. Важно учитывать все аспекты в городах – климатические, экономические, архитектурные. Все вопросы должны изучаться комплексно, только тогда появится ответ, как можно застроить тот или иной город.

Благодарим Президентский центр Б.Н.Ельцина за помощь в организации интервью.

Фото: Президентский центр Б.Н.Ельцина / Любовь Кабалинова, официальная страница Bauhaus-Universität Weimar в «Facebook».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.