Top.Mail.Ru
Общество
Приморский край
0

Формула льда. «Роснефть» проводит уникальные исследования в Приморье, на Сахалине и в Арктике

«Роснефть» проводит уникальные исследования в Приморье, на Сахалине и в Арктике
«Роснефть» проводит уникальные исследования в Приморье, на Сахалине и в Арктике

ВЛАДИВОСТОК, 22 февраля, ФедералПресс. Ученые взяли пробы самого тонкого, южного, льда во Владивостоке. Результаты исследования позволят проектировать инженерные сооружения в арктическом шельфе.

В феврале во Владивостоке стартовали уникальные исследования льда, которые проводит «Роснефть» совместно с ДВФУ. Одновременно масштабный комплекс работ по изучению свойств льда проводится на Сахалине и в Арктике. Те исследования, которые проводятся сейчас, – уникальны: впервые ученые собирают данные одновременно на четырех полигонах с разными типами ровного льда.Полученная информация позволят рассчитать ледовые нагрузки, необходимые для проектирования инженерных сооружений, расположенных в арктическом шельфе.

««Роснефть» проводит широкую исследовательскую программу, которая началась в рамках экспедиции «Кара-Зима 2013», то есть фактически шесть лет назад. За это время собран очень большой уникальный массив данных о свойствах ровного льда, деформированного льда и ледяных образований российской Арктики. Среди важнейших достижений - открытие аномально прочного льда. Изучение льда в Хатангском заливе показало, что лед на мелководье в зоне смешения речных и морских вод обладает аномально высокой прочностью, превышающей в полтора-два раза прочность речного и морского льда», – рассказывает представитель «Роснефти» Константин Корнишин.

За это время специалисты изучили физические и прочностные свойства более тысячи кернов льда и выполнили более пяти тысяч тестов локальной прочности. Эти данные нужны для расчетов ледовых нагрузок на инженерные сооружения.

«Изучение прочностных свойств льда необходимо для оценки нагрузок на инженерные сооружения, которые построены или будут построены на континентальном шельфе. Основная задача измерения свойств льда – определить экономически эффективные и экологически безопасные требования для сооружений для добычи и транспортировки углеводородов. То есть, зная прочность льда, мы можем спроектировать платформу так, чтобы она, с одной стороны, выдержала нагрузки, а с другой стороны, мы гарантируем, что конструкция не будет заложена в завышенных параметрах, что экономически не эффективно», – рассказывает представитель «Роснефти».

В феврале замеры начали делать на приморском полигоне – на Русском острове, самой южной точке. Здесь получают данные по тонкому льду. Занимаются этим ученые ДВФУ в рамках договора, заключенного на Всероссийском Экономическом форуме в 2018 году. Замеры делаются раз в декаду. При этом весь комплекс исследований проводится синхронно на всех четырех полигонах – приморском, сахалинском и двух арктических. Специалисты отмечают, что крайне важно во всех точках применять одинаковые методы.

«В каждой бухте разный лед, разных свойств. У нас здесь тонкий лед, на Сахалине средней толщины, на севере – толстый, и есть лед, смешанный с пресной водой. У всех разные характеристики, потому что у них разная структура. Наша задача –увязать районные изменения по свойствам льда и их механические и физические характеристики – температуру, плотность, соленость, текстуру», – объясняет инженер-исследователь лаборатории МНОЦ «Арктика» Антон Зверев.

Часть экспериментов проводится прямо в бухте Мелководной, а вырезанные керны – образцы льда – несут в лабораторию. Здесь находится ледовая установка, которая позволяет подбирать разные режимы воздействия на образец, то есть моделировать разного типа нагрузки. Керн выравнивают, ставят на пресс и давят.

«Оборудованиеделали на заказ, чтобы мы могли делать опыты при тех условиях и задачах, которые нужны нам. Обычно такие машины используются для других целей, но нам она интересна засчет высокой точности измерения, большого разброса возможности регулировки, настройки скорости и других параметров. На этом прессе мы фиксируем максимальную силу, напряжение, деформацию и другие характеристики, которые нужны для дальнейших расчетов», – рассказывает сотрудник лаборатории.

Еще одна проблема, о которой говорят специалисты и которую намерены разрешить, – различия между зарубежными и российскими стандартами для расчетов нагрузок. Для этого используется широкий спектр свойств льда, но общепринятых формул пересчета сейчас не существует.

«Измеряется один и тот же лед по широкому спектру его характеристик, и одной из важных задач является определение взаимосвязей между параметрами, используемыми для расчета нагрузок, которые определяются согласно нашим нормативным документам и зарубежным. В этих работах нам удалось сделать все опыты по зарубежному стандарту и по нашему», – рассказывает Константин Корнишин.

По результатам исследований специалисты «Роснефти» представят зависимости между ледовыми характеристиками в виде математической формулы, что позволит обоснованно рассчитывать ледовые нагрузки на морские сооружения и суда.По словам представителей компании, в этом году заканчиваются работы по сбору данных по тонкому льду: «Этот год станет знаковым для изучения свойств ровного морского льда. Дальнейшие исследовательские работы будут направлены на определение взаимодействия нагрузок на сооружения».

В планах специалистов «Роснефти» – исследования прочностных свойств деформированного льда, формирующего опасные ледовые образования – стамухи и торосы.

Фото: ФедералПресс / Юлия Константинова

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.