горячие темы Смотреть Скрыть
Тюменская область
14 февраля 2018, 16:36 0
Редакция «ФедералПресс» / Есен Абилькенов

Ученые ТюмГУ и Мичиганского университета сделали открытие в вопросе эволюции пылевых клещей

ТЮМЕНЬ, 14 февраля, «ФедералПресс». Специалисты ТюмГУ совместно с коллегами Мичиганского университета исследовали особенности генома пылевых клещей, которые являются причиной возникновения аллергии у миллионов жителей планеты.

Как выяснили ученые, аллергенные клещи домашней пыли используют уникальный механизм защиты своих геномов от генетических паразитов. Общей угрозой, которой подвергаются все животные и растения, являются внутренние генетические паразиты – транспозоны, которые могут повредить гены, важные для жизненных функций.

Транспозируемые элементы представляют собой фрагменты ДНК, которые могут изменять свое положение в геноме, часто вызывая мутации и генетические заболевания. Неудивительно, что организмы имеют сложные способы борьбы с этими генетическими паразитами, чтобы сохранить целостность геномов.

Недавняя совместная публикация исследователей ТюмГУ, Мичиганского университета и Университета Южной Миссисипи доказывает, что клещи домашней пыли, вызывающие аллергии у десятков миллионов людей, защищают свой геном иначе, чем другие организмы. У большинства животных это происходит через процесс, при котором малые некодирующие фрагменты РНК обнаруживают и разрушают транспозоны путем их ферментного расщепления. Этот механизм найден у многих животных и является основным методом защиты от транспозонов.

Ведущий научный сотрудник ТюмГУ акаролог Павел Климов и его американские коллеги считают, что эволюция нового механизма защиты геномов от транспонируемых элементов связана с необычной эволюцией пылевых клещей. Эти членистоногие произошли от паразитических предков, вторично став свободноживущими. Часто паразитизм связан с драматическими геномными изменениями – наследие, которое приобрели клещи домашней пыли, когда они возвратились к свободноживущему образу жизни.

Как известно, на заседании Совета по науке и образованию, посвященном вопросам глобальной конкурентоспособности российской науки, 8 февраля 2018 года президент России Владимир Путин поручил разработать программу масштабных геномных исследований в РФ: «Считаю, что накопленный интеллектуальный и научный потенциал позволяет организовать в России масштабные геномные исследования, и прошу... предусмотреть механизмы поддержки сильных коллективов, формирования передовой инфраструктуры и подготовки кадров».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам