Экономика
Москва
10 мая 2017, 12:57 0
Редакция «ФедералПресс» / Александр Садовников

Позиция россиян в отношении крупных трат и займов начала понемногу смягчаться

С точки зрения потребительских настроений россиян март–апрель традиционно более оптимистичен, чем начало года

МОСКВА, 10 мая, ФедералПресс. Или кризис в экономике идет на убыль, или в кошельки россиян потихоньку входит весеннее настроение. В подтверждение этому Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, насколько подходящим россияне считают нынешнее время для крупных покупок и кредитов и какую модель экономического поведения считают наиболее верной. Что стоит за нынешними потребительскими предпочтениями граждан, для «ФедералПресс» прокомментировал эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб:

«Отношение россиян к банковским вкладам в последние месяцы несколько улучшилось: 52 % в апреле считают, что свободные средства сейчас лучше положить на счет в банке, тогда как 29 % придерживается противоположной точки зрения. То есть впервые за долгое время число желающих положить деньги в банк существенно превысило число противников такого способа хранения денег. О необходимости сократить повседневные расходы в апреле сообщили 66 %. Это соответствует показателю начала года – 67 % в январе 2017 года. Напротив, быстрее потратить зарплату или пенсию считают целесообразным 21 %.

Индекс кредитного доверия в марте–апреле нынешнего года показал небольшой рост, обновив годовой максимум в апреле (25 пунктов), при диапазоне от 10 до 90 пунктов. Однако лишь 12 % респондентов считают, что сейчас вполне подходящее время для крупных займов, тогда как большинство (75 %) дает негативные оценки. Индекс потребительского доверия в марте–апреле колебался в пределах 33–36 пунктов. Эти значения близки показателям начала года (34 пункта), возможный диапазон от 10 до 90 пунктов. В апреле 58 % россиян считают неблагоприятным для крупных покупок, приемлемым – 24 %. Индекс кредитного доверия в конце апреля обновил годовой максимум – 25 пунктов. Следует учитывать, что с точки зрения потребительских настроений россиян март–апрель традиционно более оптимистичен, чем начало года.

Впервые за весь период кризиса наши исследования зафиксировали очень робкие намеки на разрушение так называемого про-дефляционного консенсуса, то есть такого состояния общественного сознания, когда домохозяйства сознательно сдерживают свои расходы. Для экономики в целом такое поведение не слишком полезно, так как ведет к сжатию спроса и, соответственно, падению производства. Теперь же мы видим, что бывшая ранее совершенно «непримиримой» позиция общества в отношении крупных трат и займов начала понемногу смягчаться. Вместе с тем, общее стремление к сберегающему поведению сохраняется. Это явное противоречие. Оно означает, что в глубинах общественного сознания началось, но еще не завершилось переосмысление стратегии экономического поведения и «либерализации» отношения к тратам. Главная макроэкономическая интрига тут: как скоро этот процесс проявит себя в росте розничного товарооборота?»

Регионы
Москва
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Odnoklassniki 1