Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Культпрогноз-2017: знаковые события, ключевые персоны

В течение всего Года кино в списке приоритетных задач значились работы по продвижению отечественного кинематографа и рост его художественного уровня. На масштабные цели Минкультуры и Фондом кино было выделено порядка 6 миллиардов рублей. Эта отрасль находилась в зоне особого внимания руководства страны. С течением времени неизменной остается реализация госполитики в части продвижения национальной культуры в массы. В 2017 году поставлены не менее амбициозные и масштабные задачи. О значимых культурных событиях наступившего года – в материале «ФедералПресс».

Главные тренды года

В этом году в списке ключевых задач значатся продвижение отечественного искусства и укрепление его позиций на международной арене, развитие музейного дела, а также развитие культуры села. В частности, еще в 2016 году была принята к реализации программа строительства (реконструкции) сельских домов культуры в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». В этом году на строительство и капремонт сельских ДК будет направлено 1,5 млрд рублей. В настоящий момент уже определены 10 субъектов, где будет реализована беспрецедентная программа. «Главным образом, это субъекты Северного Кавказа, Тыва, Ставропольский край, Ингушетия и Северная Осетия-Алания, Омская, Тульская и Ростовская области», – рассказал глава Минкультуры России Владимир Мединский в ходе парламентских слушаний «Поддержка и развитие театральной и культурно-досуговой деятельности на муниципальном уровне» в Госдуме, добавив, что программа будет продолжена в 2018 году и также охватит 10 регионов страны.

Уже с 1 января в силу вступил закон «О музейном фонде РФ и музеях в РФ». Ведомственные и корпоративные музеи России войдут в Госкаталог музейного фонда Российской Федерации, формирование которого полностью завершиться к 2026 году. Примечательно, что частные музеи смогут включаться в это реестр по желанию. На тех, кто включается в Госкаталог музейного фонда РФ, распространяются особые преференции. В частности, речь идет о льготах при ввозе-вывозе предметов и их защите законом от хищения наравне с государственными музеями. Госкаталог будет находиться в публичном доступе в Сети – в Минкультуры создадут специальный портал. «Это важно для научно-исследовательской работы. Если вы хотите выяснить, какие картины художника Саврасова есть в России, то узнать эту информацию можно будет только тогда, когда все музеи выложат в Госкаталог свои картины этого художника. Законом предусмотрено, что до 31 декабря 2025 года они должны передать всю информацию», – рассказала начальник Отдела музейного фонда Департамента культурного наследия Минкультуры России Наталья Чечель.

Не менее важным направлением госполитики остается развития отечественного кинематографа. В 2017 году продолжится масштабная кинофикация регионов страны, начатая государством в 2016 году. К 2018 году в малых городах России должны открыться шестьсот кинозалов, оборудованных по последнему слову техники. «Мы запустили при поддержке правительства и комитета по культуре Госдумы РФ инновационный проект - кинофикация малых и средних городов. Мы выделяем дополнительное финансирование в основном муниципальным сетям, кое-где и коммерческим, на приобретение современного оборудования. Это позволяет нам до конца следующего года оборудовать 434 современных кинозала, и к концу 2018 года 600 кинозалов появятся там, где кино не показывают, отметил глава Минкультуры Владимир Мединский.

В начале 2016 в Москве число желающих увидеть знаменитые полотна Валентина Серова серьезно превысило вместимость Третьяковской галереи. И это при том, что на улице тогда стоял двадцатиградусный мороз. Похожая ситуация сложилась и на выставке Айвазовского все там же, в Третьяковке, – люди простаивали в очередях по несколько часов. Россияне оккупировали и Пушкинский музей, где открылась выставка итальянского живописца Рафаэля Санти. По мнению экспертов, небывалый интерес россиян к искусству – не что иное, как дань моде, акт престижного потребления культуры и даже в некотором смысле флешмоб. Начавшаяся тенденция имеет все шансы на продолжение в 2017 году. Подтверждение тому – огромные очереди возле Третьяковки в связи с открытием выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Между тем, музеи бесстрашно готовят еще несколько крупных экспозиций, в числе которых «Оттепель» (все в той же Третьяковской галерее), «Капричос. Гойя и Дали» в Пушкинском музее, а также выставка лидера группы «Ленинград» Сергея Шнурова под предварительным названием «Ретроспектива брендреализма» в петербургском частном музее современного искусства «Эрарта» и ретроспектива одного из главных представителей русского авангарда Эля Лисицкого в Еврейском музее и центре толерантности.

В 2017 году продолжится акция «Ночь кино», стартовавшая прошлым летом. Впервые в разных городах страны прошли бесплатные показы отечественных фильмов не только в стенах кинозалов, но и на природе, концерты, конкурсы, фотосессии и другие праздничные мероприятия.

В 2016 году в рамках проекта Министерства культуры «Большие гастроли» состоялись спектакли почти в ста городах 45 регионов России, где около 315 тысяч зрителей увидели представления 27 крупнейших российских и семи зарубежных русскоязычных театров. Среди участников – ведущие драматические и музыкальные театры, а также театры кукол. Уже известно, что в этом году появится новая межрегиональная гастрольная программа для театров по России о необходимости обмена между региональными театрами, а также что сокращение выделяемых Минкультуры средств не планируется. «В этом году (в 2016 – ред.) из федерального бюджета было выделено более 270 млн рублей на эти проекты и еще 70–80 млн из средств субъектов, муниципалитетов, которые бесплатно предоставляют театральные площадки и финансируют проезд и проживание на территории городов показа. То есть в целом бюджет этого проекта в районе 340–350 млн рублей», – приводит «Независимая газета» слова заместителя министра культуры Александра Журавского.

В 2017 году будет запущено сразу несколько проектов в рамках господдержки театральной инфраструктуры. Одним из них станет проект театрального квартала в Санкт-Петербурге – целого комплекса зданий на базе Малого драматического театра под руководством Льва Додина. Как отмечают в Минкульте, котлован уже готов, сейчас ведутся работы. В столице тем временем планируется завершить работы по благоустройству территории Театрального музея имени Бахрушина. Западному и южному фасадам музея возвратили их первоначальный вид, который был придуман еще в конце позапрошлого столетия. Планируется, что музей откроется для посетителей в День города.

Главные персоналии

Безусловным трендсеттером в области культуры будет оставаться министр культуры Владимир Мединский, который часто присутствует на всевозможных открытиях, выставках и концертных выступлениях.

Ажиотажный спрос на изобразительное искусство в 2017 году определяет значимость и актуальность профессии куратора выставок. Заметную роль на культурном пьедестале, скорее всего, сохранит Зельфира Трегулова, в 2015 году назначенная на пост директора Третьяковской галереи. 2016 год стал для Трегуловой временем побед, ведь именно благодаря ей фраза «Очередь на Серова» стала нарицательной.

Начавшийся год станет временем открытия новых имен в искусстве. Совсем скоро мы откроем для себя новых талантливых писателей, кинорежиссеров, галеристов и музыкантов. На звание дебютанта 2017 года претендует художник, профессор, доктор медицинских наук Владимир Молочков, прежде мало известный рынку современного искусства. Его кисти принадлежит серия работ «Затылки» или «Теория тщетности глобализации», название которой говорит само за себя. По словам художника, идея пришла к нему во время путешествий за границу. «В последние годы я вдруг перестал видеть индивидуальность стран, все везде стало одинаковым: вещи, пища, деньги , в том числе стерлись и лица людей, – признался в беседе с «ФедералПресс» Владимир Молочков. – И тут мне пришла в голову концепция современного искусства, что в условиях глобализации и компьютеризации происходит нивелирование лица. За счет того, что люди перестали общаться друг с другом в жизни и большую часть своего времени они проводят в виртуальном мире, лицо потеряло свой смысл. Вдвойне тяжелее увидеть в человеке его индивидуальность стало художника, для того чтобы передать изображение во время, а вот затылок в этом момент остается интактным. И я попытался это перенести на холст, показав, четкость затылка и прозрачность лица».

В ноябре 2016 года в Лондоне состоялись вторые «русские торги», на которых работа Молочкова «Сволочи» была куплена за 62,5 тысячи фунтов, и, как отмечает дебютант аукциона, он до сих пор находится под впечатлением от произошедшего. Сегодня художник строит амбициозные планы на 2017 год, но делиться ими с широкой публикой не спешит: боится опередить события. «Совсем недавно я был в Париже у своего друга Валерия Кошлякова. А там у него большая галерея, которая позволила мне в хороших условиях написать станковые работы. Сейчас мы планируем с ним и с Андреем Ерофеевым совместную выставку в Москве, активно выбираем подходящее место и время. Надеюсь, что в скором времени мы с Вами повидаемся на одной из моих галерей», – резюмировал Владимир Молочков.

Фото: Третьяковская галерея

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.