СУРГУТ, 21 августа, ФедералПресс. В Сургуте по инициативе местного департамента образования реализуется ряд проектов, направленных обучение детей мигрантов. В рамках проекта на базе школ № 4, 7, 12, 22 созданы центры культурно-языковой адаптации, которые должны помочь детям иностранцев не только привыкнуть к новой языковой среде, но и к жизни первоклассника.
Ежегодно центры посещают около трехсот человек. Для каждого ребенка педагогами разрабатывается индивидуальный план занятий с рекомендациями для родителей. На собраниях взрослым объясняют, как проходит процесс адаптации детей, а также организуют встречи с психологами, и помогают выстроить домашнюю подготовку.
В пришкольных центрах культурно-языковой адаптации для учащихся проводят сплачивающие мероприятия – конкурсы, акции, способствующие их взаимодействию. При этом половина образовательных программ, по которым ведется обучение, – авторские.
В прошлом учебном году школы Сургута посещали 1066 детей мигрантов, их число в этом году окончательно станет известно только в начале сентября. Как правило, процент таких учащихся год от года меняется незначительно.
По данным департамента образования, в Сургуте сегодня проживает 422 семьи из Средней Азии, 286 семей из Украины, 178 семей из Закавказья, а также из Молдавии, Белоруссии и Чехии. Специалисты отмечают, что большинство из детей владеет разговорным русским языком, около четверти говорит по-русски плохо, в прошлом учебном году более сотни первоклассников пришли в сургутские школы с минимальным уровнем владения языком.
«На базе таких центров педагоги работают по программам еще и социальной адаптации детей-мигрантов к новой культурно-языковой среде. В школах работают не только с детьми, но и с родителями, педагогами, которые взаимодействуют с такими учащимися. Работа в комплексе помогает достичь результатов», – подчеркивают в департаменте образования Сургута.
Как отмечают педагоги, для достижения хорошего результата как в части социально-психологической адаптации к школе, так и в изучении русского языка учащимся требуется около девяти месяцев. По итогам прошлого года 70 % детей, посещавших центры, без проблем смогли продолжить обучение по стандартной образовательной программе.
Кроме того, с 2011 года сургутские школьники участвуют в проекте по изучению культуры и традиций разных народов «Растем вместе», в этом им помогают национально-культурные объединения города. На протяжении трех лет в сургутских школах проводится конкурс «Говорю и читаю по-русски», где дети мигрантов читают стихи русских поэтов.
Однако говорить о том, что помочь адаптироваться плохо говорящему по-русски школьнику могут только в центрах языковой адаптации, нельзя, ведь педагоги всех школ города ориентированы на воспитание толерантного поколения. Недаром дневник сургутского первоклассника со своих страниц напоминает о культуре и традициях более чем сотни народов, населяющих город.
Фото: pixabay.com.