Общество
Чукотский автономный округ
7 сентября 2017, 14:45 0
Редакция «ФедералПресс» / Ксения Медведева

ОНФ предложил восстановить памятник-маяк Дежневу на Чукотке

Маяк Дежнева
Фото: pbs.org, NOAA

НОВОСИБИРСК, 7 сентября, ФедералПресс. ОНФ обратится в Минкультуры, Минтранс и Минприроды по вопросу восстановления памятника-маяка Дежневу на Чукотке.

Активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) заявили о необходимости реставрировать памятник выдающемуся русскому мореходу и землепроходцу Семену Дежневу, расположенный на крайней восточной материковой точке России и всей Евразии, и восстановить его функцию маяка. Народный фронт направил запросы в два ответственных министерства – Минкультуры и Минтранс с просьбой представить информацию о состоянии памятника и планах по его реставрации. Эксперты ОНФ обсудят варианты восстановления маяка Дежнева в ходе круглого стола, к работе которого привлекут Минприроды, так как памятник расположен на землях Национального парка «Берингия».

История монумента в память о мореплавателе Семене Дежневе, расположенного по соседству с одноименным мысом, насчитывает более 100 лет. В 1910 г. здесь был установлен крест, а в 1956 г. – памятник-маяк с бронзовым бюстом первооткрывателя земель.

«Это символичное во всех смыслах место: именно отсюда в России – да и во всем восточном полушарии – начинается день, – рассказал эксперт ОНФ Александр Железняк. – Это наш восточный край земли. Здесь проходят круизные лайнеры, перевозящие российских и иностранных туристов на остров Врангеля – к белым медведям, и летом есть возможность на лодках доставлять туристов на побережье. Также организован отдельный летний тур на Мыс Дежнева. Но что открывается перед глазами российских и иностранных путешественников, которые преодолели столь трудный путь? Прежде всего то, что памятник сильно обветшал: снесена дверь, закрывавшая вход во внутреннее помещение памятника-маяка, частично разрушено основание и тумбы по углам монумента».

С 1960 г. памятник-маяк – объект культурного наследия федерального значения и находится в ведении Министерства культуры РФ. При этом маяк нес практическую функцию – в качестве маяка служил ориентиром для грузовых судов, идущих по Северному морскому пути, и, соответственно, относился к введению Минтранса, а именно – Федеральному агентству морского и речного транспорта. Но в итоге при нескольких ответственных министерствах ни одно из них не позаботилось о сохранении памятника, и он находится в полуразрушенном состоянии.

Сейчас маяк не работает – в ходе экологической программы по утилизации радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ), которые обеспечивали работу навигационного оборудования на Северном морском пути, маяк Дежнева лишили источника питания. Однако фонарь сохранился и, вероятно, мог бы быть восстановлен.

«Вместо РИТЭГов развернута программа переоборудования маяков на автономные источники питания, работающие на солнечных батареях, для подзарядки и работы которых хватает дневного света, а в зимний период, период полярной ночи навигация в этом районе прекращается, – пояснил эксперт Народного фронта, капитан 1-го ранга запаса Евгений Киселев. – Это мог бы быть действующий памятник. Напомню, в последние годы президент страны регулярно возвращается к теме активного развития Северного морского пути как принципиально новой, глобально конкурентной транспортной артерии. Он становится международным проектом, к которому проявляют все больший интерес многие страны мира, в частности, Китай, Индия и другие. И возвращение памятнику мореплавателю Дежнева функций маяка стало бы реальным вкладом в современное развитие Северного морского пути».

«Активисты Народного фронта направили запросы в Министерство культуры, Министерство транспорта и Министерство природных ресурсов и экологии РФ, в которых мы просим представить подробную информацию о состоянии памятника и планах по его реставрации», – сообщил Александр Железняк. Он отметил, что после анализа ответов ведомств, Народный фронт пригласит их представителей на круглый стол, на котором совместно обсудят варианты восстановления маяка Дежнева.

Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1