Top.Mail.Ru
Финансы
Свердловская область
0

Правозащитники составили антирейтинг банков

В первой пятерке – две уральские кредитные организации

Каждый год у екатеринбургских организаций, занимающихся защитой прав потребителей, проходит несколько сотен судебных разбирательств по поводу нечестного поведения банков в отношении своих клиентов. Такие прецеденты уже идут по накатанной и в большинстве случаев заканчиваются победой обманутых граждан. О том, какие банки чаще всего нарушают права заемщиков и каковы самые распространенные жалобы на них – в материале «УралПолит.Ru».

Каждый год у екатеринбургских организаций, занимающихся защитой прав потребителей, проходит несколько сотен судебных разбирательств по поводу нечестного поведения банков в отношении своих клиентов. Такие прецеденты уже идут по накатанной и в большинстве случаев заканчиваются победой обманутых граждан. О том, какие банки чаще всего нарушают права заемщиков и каковы самые распространенные жалобы на них – в материале «УралПолит.Ru».

Побеждает клиент

Поток жалоб на банки не иссякает. По информации представителей межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Блок Пост», с момента появления структуры через нее прошло около 750 дел, из которых удалось выиграть порядка 400. Как сообщил координатор «Блок Поста» в Екатеринбурге Дамир Садритдинов, самых распространенных жалоб три. Наиболее популярная – взимание комиссии. Причем сам банк может брать ее за что угодно: за выдачу кредита, обслуживание, сопровождение и т. д.
 
Юристы утверждают, что абсолютно любая комиссия незаконна, и здесь на стороне клиента все судебные инстанции. У разных банков комиссия в среднем составляет от 0,5 до 2 % от суммы кредита (от 500 до 3 тысяч рублей). Другое дело, когда речь идет о кредитной карте. В этом случае банк может снимать с клиента определенные суммы якобы за обслуживание счета.

«Тут идет сложная правовая дискуссия между нами, судами и банками. Но мы полагаем, что суть от этого не меняется. Ведь если бы эта комиссия была платой за счет – она была бы фиксированная: например, 100 рублей в месяц. А когда сумма за карту привязана к сумме кредита – это, по сути, скрытый процент, который не отражен открыто в договоре. Ему может быть посвящена строчка мелким шрифтом в договоре, которую клиент просто не заметит. У нас сейчас идут подобные дела по «Русскому стандарту», Альфа-банку и «Тинькофф». По первому и последнему мы частично выиграли, решение суда уже вступило в силу», – рассказал Дамир Садритдинов.  

Именно в такую историю попал один из клиентов «Блок Поста» пенсионер Валерий Панов. Примерно год назад он обратился за кредитом в 200 тысяч рублей под 20 % годовых в банк «Губернский», ссуду брал впервые в жизни. Как рассказал горожанин, деньги были очень нужны и в договор он вникать не стал. Проблемы наступили при непосредственной выплате платежей: за проведение каждого банк брал с мужчины 500 рублей. К моменту обращения к юристам он успел заплатить 20,5 тысячи рублей комиссии и остался должен еще 8 тысяч.

«Мое исковое заявление было принято, вскоре состоялось судебное заседание. Оно длилось полчаса и завершилось победой. Банк предложил мне мировое соглашение – в этом случае его бы не оштрафовали. Но тогда без вознаграждения остался бы и «Блок Пост», поэтому я попросил включить юруслуги в сумму штрафа. По итогам судебного заседания банк зачтет мне выплаченную по комиссиям сумму в счет погашения кредита и больше не будет взымать лишние деньги», – рассказал «УралПолит.Ru» пенсионер.

Вторая наиболее распространенная жалоба – оплата просрочек по кредитам. Бывает так, что клиент пропускает сроки, а затем вносит деньги, чтобы встать в график. Но банк из этих сумм сначала списывает штрафные неустойки, которые обычно в десятки раз превышают сами ставки по кредитам. В итоге человеку постоянно не хватает остатков, чтобы встроиться в график. Так он попадает в вечную долговую яму: кладет деньги, пополняет кошелек банка и снова кладет.  Юристы пояснили, что взимание неустойки, конечно, законно. Но когда это делается в ущерб гашению суммы самого кредита – стоит обращаться к специалистам.

И наконец, третья категория жалоб касается неправильного расчета кредита в результате снятых неустоек и комиссий. «Блок Пост» в этом случае делает свой расчет платежей по займу и отстаивает его также через суд.

«Банки не хотят добровольно исключать из договоров комиссионные сборы, потому что обычно им ничего за это не бывает. Ведь процент людей, которые судятся из-за этого, ничтожен. Банку проще заплатить компенсацию морального вреда в каждом отдельном случае. Но если в суд обращается общественная организация, то банк платит еще и штраф. Этот штраф составляет 50 % от суммы, что получает потребитель, но взыскивается он сверх того. То есть в этом случае банк дополнительно несет убытки. Эти 50 % распределяются так: 25 % идет в доход местного бюджета и 25 % получаем мы. Это позволяет оказывать наши услуги бесплатно», – пояснил координатор «Блок Поста».

Антирейтинг банков

Рост жалоб от свердловчан фиксирует и областной Роспотребнадзор. Если в 2006 году поступили всего две жалобы, то в 2009-м их было уже 90, а в 2011-м – 386. За последние два года по жалобам потребителей ведомство провело проверки в отношении банка «Кольцо Урала», Екатеринбургского муниципального банка и Райффайзенбанка.

Что касается лидеров антирейтинга, то в нем, по данным Роспотребнадзора и «Блок Поста», первое и второе места делят СКБ-банк и УБРиР. По словам Дамира Садритдинова, именно эти два банка наиболее активно продвигали услуги по выдаче кредитов, поэтому собрали больше комиссий. Третье место досталось «Ренессанс Капиталу», а четвертое – самарскому Русфинансбанку. На пятое место ведомство поставило Росбанк, а юристы из правозащитной организации – Сбербанк.

По данным Роспотребнадзора, большинство нарушений связано со включением в договоры кредитования условий, ущемляющих права потребителей (60 %), с сокрытием информации (31,4 %), непредоставлением предписаний о прекращении нарушения прав потребителей (8,6 %). Впрочем, в ведомстве считают, что жители региона постепенно начинают овладевать финансовой грамотой. Недавно проведенный соцопрос показал, что из более тысячи ста человек только около трехсот невнимательно читали договор с банком. Кроме того, потребители делали случайный выбор банка, поддавались рекомендациям продавцов в магазине при покупке товара в кредит.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.