Top.Mail.Ru
Политика
Санкт-Петербург
0

Конфликт недели: все смешалось в Доме Штакеншнейдера на Миллионной

Самое громкое событие с 22 по 28 сентября в комментариях экспертов для «ФедералПресс»

Дом хорош, да хозяин не гож. Эта пословица отлично характеризует главный градостроительный конфликт в Северной столице. Строительные работы в Доме Штакеншнейдера ведутся незаконно, представителей комитета по госконтролю не пускают во двор здания. КГИОП пожаловался в прокуратуру на инвестора, а Марата Оганесяна объявили «лоббистом строительной мафии». Подробнее – в спецпроекте «ФедералПресс».

Дом хорош, да хозяин не гож. Эта пословица отлично характеризует главный градостроительный конфликт в Северной столице. Строительные работы в Доме Штакеншнейдера ведутся незаконно, представителей комитета по госконтролю не пускают во двор здания. КГИОП пожаловался в прокуратуру на инвестора, а Марата Оганесяна объявили «лоббистом строительной мафии». Подробнее – в спецпроекте «ФедералПресс».

Стороны конфликта: ЗАО «Молис», КГИОП, градозащитники.

Описание конфликта. Градозащитники бьют тревогу – в ночь с 22 на 23 сентября из ворот Дома Штакеншнейдера на Миллионной, 10 выезжали грузовые автомобили со строительным мусором. По ночам в здании горит свет. Застройщику грозит уголовная ответственность за самовольные работы на объекте культурного наследия. А перед зданием петербургского закса активистка Ольга Литвинова провела одиночный пикет с требованием отстранить от должности вице-губернатора Марата Оганесяна как «лоббиста строительной мафии». По мнению протестующих, именно он виновен в разрушении зданий Конюшенного ведомства, Никольского рынка, Дома Шагина и Дома Штакеншнейдера.

В комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) отметили, что на проведение строительных работы у инвестора нет разрешения.

Внеплановая проверка КГИОП 25 сентября все же выявила демонтажные работы на Миллионной. Специалисты неоднократно пытались попасть во двор объекта. Однако представители инвестора не открыли и главе комитета Сергею Макарову. Сотрудникам комитета даже угрожали. По словам Сергея Макарова, «началось настоящее беззаконие с матом и угрозами в адрес сотрудников КГИОП». Между тем с собственником заключено охранное обязательство, согласно которому он должен обеспечить допуск на объект представителей уполномоченных в сфере охраны наследия госорганов.

Только вечером, с третьей попытки, с помощью полицейских и с приказом о проведении внеплановой проверки в руках им удалось попасть на «частную территорию». В ходе осмотра они обнаружили, что там проводились самовольные демонтажные работы. Работники комитета зафиксировали звук строительной техники и погрузку строительного мусора. Собственнику, заключившему охранное обязательство, КГИОП направил предписание о необходимости незамедлительно приостановить работы, а также закрыть фасады строительной сеткой и выполнить обмеры с подробной фотофиксацией в месячный срок.

В РУВД Центрального района поступило заявление КГИОП о преступлении (ст. 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия»). Результаты проверки направлены в городскую прокуратуру.

Дом Штакеншнейдера (доходный дом Бетлинга) построен в 1730-е годы

Дом был знаменит литературно-художественным салоном (его посещали Гончаров, Тургенев, Достоевский, Айвазовский), домашним театром, а также интерьерами, большинство из которых не сохранилось. В 1865 году усадьба перешла к купцу Бетлингу. По его заказу была произведена значительная перестройка здания. Надстроен четвертый этаж и фасад по Миллионной. В конце XIX – начале XX века здесь располагалось Общество попечения о бедных военного духовенства.

Памятник трижды менял собственников за последние годы. До 2007 года он принадлежал городу. Затем его купило ЗАО «Акварель», чтобы перепродать корпорации PMI. Владелец PMI продюсер Евгений Финкельштейн хотел устроить по этому адресу бутик-отель. Но в 2010 году особняк перекупило ЗАО «Молис», которое принадлежит швейцарской компании «Силом Конструсьон».

Нынешний владелец здания дважды – в 2010–2011 годах – пытался продать его через Российский аукционный дом, но, несмотря на выгодное расположение (между Мраморным дворцом и Дворцовой площадью), покупателя найти не удалось.

В последнее время в здании размещался культурный кластер «Архитектор». Его развивало ООО «Фероком рус», связанное с группой компаний BS Group Александра Басалыгина. С сентября договор аренды с этой фирмой расторгли, для того чтобы, как объяснили «архитекторам», реконструировать памятник под гостиницу.

Представительница структур господина Басалыгина Юлия Златьева сообщала «Карповке», что в Доме Штакеншнейдера «будут снесены все этажи, останется только фасад».

Депутат Борис Вишневский направил губернатору Петербурга Георгию Полтавченко письмо о незаконных строительных работах в доме. «Полагаю, что есть все основания для изъятия в судебном порядке этого здания у собственника как бесхозно содержащегося объекта культурного наследия (ст. 54 ФЗ-73). Прошу Полтавченко дать поручение о начале процедуры изъятия и обращении в суд. Вандализм надо пресекать на корню», – считает народный избранник.

К Дому Штакеншнейдера вышли с одиночным пикетом

На самодельном плакате – не требования и ультиматумы, а простой образец информационного щита о ходе реставрационных работ. Именно таких сведений, по мнению петербурженки, не хватает на фасаде здания. «Если это реконструкция, то должен висеть подобный информационный щит, где должно быть указано, что это реконструкция, примерный чертеж или что сохранен будет фасад», – говорит участница акции Ольга Литвинова.

Мнения экспертов

«Новая газета»:

«Вообще с такой наглостью, похоже, в современном Петербурге еще не сталкивались – чтобы вблизи Дворцовой площади начали потрошить памятник архитектуры, даже не представив на согласование проект, матеря прибывших с инспекцией чиновников и открыто им угрожая. Кто эти люди, плюющие на всех и вся? Интересно, как отреагирует на вызов ввалившегося в Дом Штакеншнейдера хама Георгий Полтавченко».



Юлия Минутина, руководитель общественной организации «Живой город»:

«О незаконности проводимых работ косвенно свидетельствует и тот факт, что деятельность на объекте фиксируется в нерабочее время. Ночью с территории дома выезжали грузовики, видимо, со строительным мусором. Несмотря на то, что КГИОП приезжал с проверкой. Раз работы идут в вечернее и ночное время, очевидно, что компания «Молис» хочет избежать огласки. Это особенно опасно в связи с тем, что к предметам охраны здания отнесены внутренние интерьеры. Вероятность их бесконтрольного уничтожения крайне велика. За всю историю своей бытности градозащитником не могу вспомнить, чтоб на таком объекте без согласования с комитетом велись такие агрессивные работы. Это такой вызов нам, это вызов чиновникам. Губернатору, которого переизбрали».

Рафаэль Даянов, архитектор, член Градостроительного совета:

«Почему бы там не быть гостинице? Я не вижу в этом проблемы. Возможно некоторое расширение. Но не радикальное». 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.