Top.Mail.Ru
Политика
Краснодарский край
0

Конфликт недели: ОНФ уверен, что кубанский Фонд соцстрахования нахимичил с закупками для инвалидов

Самое громкое событие с 22 по 28 сентября в комментариях экспертов для «ФедералПресс»

Главный кубанский конфликт на прошедшей неделе был связан с подозрительной, по мнению ОНФ, госзакупкой Фонда социального страхования. ФСС заключил два договора на поставку памперсов и абсорбирующего белья для инвалидов на сумму около 133 млн рублей. Представители Народного фронта уже заявили, что деятельность Фонда вызывает много вопросов. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс.Юг».

Главный кубанский конфликт на прошедшей неделе был связан с подозрительной, по мнению ОНФ, госзакупкой Фонда социального страхования. ФСС заключил два договора на поставку памперсов и абсорбирующего белья для инвалидов на сумму около 133 млн рублей. Представители Народного фронта уже заявили, что деятельность Фонда вызывает много вопросов. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс.Юг».

Стороны конфликта: Фонд социального страхования по Краснодарскому краю, региональное отделение ОНФ, инвалиды из Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Описание конфликта. В сентябре Краснодарское региональное отделение ФСС провело два тендера на поставку памперсов и абсорбирующего белья для инвалидов ЮФО и СКФО на общую сумму около 133 млн рублей. Тендеры разыграли две компании – ООО «Радуга» (92,8 млн рублей) и ООО «Форпост» (40 млн рублей) при минимальном снижении цены. По наблюдениям представителей ОНФ, произошло это потому, что семь компаний, готовых предложить более конкурентные условия, по формальным причинам не были допущены к торгам. К тому же в техзадании заказчик установил слишком жесткие требования к исполнителю, ограничивающие конкуренцию.

По условиям конкурса исполнитель в течение семи дней должен был разместить 80 % закупленной продукции в складских помещениях, два из которых непременно должны располагаться в Краснодарском крае (а именно – в Краснодаре и Армавире). К самой продукции заказчик также предъявил очень конкретные требования, которым, по мнению экспертов ОНФ, может соответствовать товар только двух фирм, причем иностранных, – турецкой Paksel и европейской Tena.

В пресс-службе Фонда соцстрахования заявили, что «процедуры совместных торгов, организатором которых выступило Краснодарское реготделение ФСС РФ, проведены в полном соответствии с требованиями федерального закона», были выбраны поставщики наиболее качественных товаров, в ходе торгов было сэкономлено более 9 млн рублей бюджетных средств. Там также отметили, что по итогам закупок уже заключено 12 государственных контрактов как с иностранными, так и с отечественными производителями. «С учетом требований, установленных в техническом задании, продукцию смогли поставить шесть производителей. Очевидно, что участие шести производителей является подтверждением соблюдения принципов добросовестной конкуренции», – заявили в ведомстве.

По словам сопредседателя ОНФ в Краснодарском крае, депутата заксобрания Светланы Бессараб, деятельность Фонда соцстрахования вызывает серьезные вопросы и дело не ограничивается несколькими громкими случаями, связанными с закупками. «Мы получаем огромное количество жалоб от людей, которые ухаживают за своими близкими, получаем жалобы от самих инвалидов. В такой ситуации заявления ФСС уже имеют вторичное значение. Эту ситуацию необходимо брать под общественный контроль», – сказала Бессараб.

На прошедшей неделе в связи с многочисленными жалобами граждан отделение ОНФ запустило мониторинг качества обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации на территории Краснодарского края. Для этого в адрес регионального отделения Фонда социального страхования было направлено письмо с просьбой предоставить до 10 октября перечень пунктов выдачи на территории края. Качество обеспечения будет оцениваться по нескольким критериям: сроки поставки, удобство мест выдачи и качество товара. Как сообщили представители ОНФ, сам мониторинг будет проводиться при непосредственном участии инвалидов, с учетом их мнений и предложений.

Мнения экспертов

Михаил Старшинов, депутат Госдумы РФ, вице-президент Международной ассоциации юристов:

«О какой конкуренции можно вести речь, если торги выиграли два перекупщика? Благодаря «умело» составленной конкурсной документации один из производителей не смог самостоятельно сформировать заявку из своего товара, на что, кстати, жаловались компании Paul Hartmann и БКС. Абсурдно называть соблюдением принципов добросовестной конкуренции то, что у победителей торгов в обойме находился товар нескольких производителей, тогда как все другие участники тендеров были буквально «зачищены». Аргументация выглядит смешно: устройте аукцион «под меня», отклонив остальные заявки, и я дам вам товар 30 производителей, следовательно обеспечу еще более конкурентные условия.

Нелогично выглядит и другой аргумент ФСС, где утверждают законность торгов и их выгоду для бюджета из-за серьезной экономии. Тогда почему ФАС РФ неоднократно отменяла подобные тендеры головной организации: например, закупки от 30 декабря 2013 года по ЦФО и ПФО на сумму чуть более 400 млн рублей? Мы советуем руководству Фонда пересмотреть свою позицию в оценке представленных экспертами Народного фронта фактов и сделать соответствующие выводы, чтобы двигаться общим курсом, заданным президентом, на борьбу с расточительством и коррупцией.

Очевидно, что сотрудники ФСС тут сильно химичат. По официальным данным Фонда, в прошлом году на закупку подгузников было выделено из бюджета более 5 млрд рублей, в этом году потрачено уже 1,8 млрд рублей. Деньги немалые, но почему они тратятся таким сомнительным способом? Я намерен обратиться в правоохранительные и надзорные органы с просьбой проверить законность этих тендеров Краснодарского ФСС, а в правительство – с просьбой оценить всю закупочную деятельность Фонда на соответствие национальным интересам. ФСС работает на российское правительство или на турецкое? Имеющаяся информация не дает, как мне кажется, четкого понимания этого вопроса».

Александр Лысенко, научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности:

«Базовые качества подгузников и абсорбирующего белья – это размер и впитываемость, которыми обладает продукция практически всех производителей, в том числе российских. В то время как наличие многочисленных застежек-липучек, обязательность их растяжения, специальных зон крепления, которые с максимальной точностью описываются в техзадании, не являются обязательными с медицинской точки зрения. Поэтому от указанных дополнительных свойств товара выигрывает кто угодно, но не потребитель и не бюджет.

Однако главный вопрос, который возникает в связи с закупками: на каком основании Краснодарское отделение ФСС взяло на себя обязательство закупки технических средств реабилитации инвалидов всего ЮФО, и тем более Северо-Кавказского федерального округа, который был выведен из состава Южного еще в 2010 году?

В конце прошлого года после многочисленных жалоб потенциальных поставщиков были отменены две закупки на приобретение абсорбирующего белья для инвалидов ЦФО и ПФО на сумму более 400 млн рублей, размещенные самим Фондом социального страхования РФ. В мае 2014 года Фонд снова пытался организовать аналогичные торги по ЦФО, ПФО и ЮФО с техническими заданиями, которые фактически исключали конкуренцию. Но эта попытка также была пресечена.

После двух неудачных попыток закупка технических средств реабилитации для инвалидов стала осуществляться по региональному принципу, где заказчиками выступают не только региональные отделения ФСС, но и региональные органы власти. Остается открытым вопрос, почему Краснодарское отделение реализует стратегию, уже неоднократно признававшуюся нецелесообразной, и куда смотрит руководство Фонда».

Эксперты проекта «За честные закупки»:

«В соответствии с положениями федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, которые расширяют возможности для участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок, стимулируют такое участие, развивают добросовестную конкуренцию, обеспечивают гласность и прозрачность осуществления закупок, предотвращают коррупцию и другие злоупотребления.

Для этого законом предусматривается конкурентная поставка товаров, оказание услуг, выполнение работ (за некоторым исключением, связанным, прежде всего, с монопольными поставщиками).

Заказчик обязан сформировать техническое задание таким образом, чтобы предусматривалась возможность поставки альтернативного товара, оказания аналогичной услуги или выполнения работы. При указании в документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент» (за исключением случаев несовместимости товаров). Не допускается включать в документацию требования к производителю товара, к участнику закупки в части квалификации участника закупки и опыта работы, требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара (если возможность установления таких требований не предусмотрена законом). Например, заказчик опубликовал заказ на поставку автомобиля. Согласно техническому заданию, под требуемый заказчиком товар (автомобиль) подходит только одна модель автомобиля, имеющегося на рынке. Таким образом, заказчик сформировал техническое задание на поставку товара с нарушением закона в части ограничения конкуренции и количества участников. Вывод: обжалование положений документации в ФАС РФ или в суде».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.