Top.Mail.Ru
Общество
Чувашская республика
0

Сушите весла. Обмеление Волги волнует экологов и туроператоров

В двух федеральных округах опасаются и экологической катастрофы, и снижения турпотока

Летние обмеление Волги широко обсуждается в двух федеральных округах. Основные аспекты проблемы – экология и экономика. Туристическая сфера подсчитывает убытки, а экологи говорят о возможности введения «режима чрезвычайной ситуации». Подробнее о битве за Волгу читайте в материале «ФедералПресс».

Летние обмеление Волги широко обсуждается в двух федеральных округах. Основные аспекты проблемы – экология и экономика. Туристическая сфера подсчитывает убытки, а экологи говорят о возможности введения «режима чрезвычайной ситуации». Подробнее о битве за Волгу читайте в материале «ФедералПресс».

ЮФО: режим ЧС не за горами

В то время как в некоторых регионах страны борются с паводками, жители Волгоградской области страдают из-за маловодья. Эксперты бьют тревогу – в пяти районах региона (Среднеахтубинский, Ленинский, Светлоярский, Старополтавский, Палласовский) в этом году могут быть перебои с обеспечением водой. По мнению специалистов, экологическая катастрофа грозит природному парку «Волго-Ахтубинская пойма». Так как не заполнились ерики и озера, жители окрестных деревень опасаются, что останутся без хозяйственно-бытового водоснабжения. А если учитывать, что лето в регионе очень жаркое и засушливое, обмеление водоемов не за горами. Кроме того, ГУ МЧС по Волгоградской области беспокоит и другая сторона этой проблемы. Из-за низкого уровня воды вблизи водоемов, особенно в районе Волго-Ахтубинской поймы, скапливается большое количество сухих веток и травы, а это грозит возникновением крупных пожаров. Местные жители в связи с этим уже сейчас требуют ввести режим ЧС на данных территориях.

Как поясняют в Нижне-Волжском бассейновом управлении Федерального агентства водных ресурсов, маловодье в бассейне Волги наблюдается уже второй год подряд. Ученые уверены, что это цикличный процесс, который продлится до 2029 года. На сегодняшний день запас воды в водохранилищах на 8,7 кубических километров ниже показателей прошлого года. Одной из главных причин этого является малоснежная зима.

Как известно, Волго-Ахтубинская пойма является одним из наиболее значимых и уникальных природно-территориальных комплексов на юге России. На территории поймы представлены более трех тысяч видов растений и животных, 65 из которых занесены в Красную книгу. Однако сейчас Волго-Ахтубинская пойма переживает далеко не лучшие времена. Для ее спасения, по словам руководителя Нижне-Волжского бассейнового управления Анатолия Быкова, необходимы 200 миллионов рублей. Этих денег хватит, чтобы осуществить принудительную подкачку воды в пойму. Однако, где взять такую сумму, пока непонятно. По последним данным, средства, возможно, выделят из резервного фонда МЧС. Но когда это произойдет, неизвестно.

Аспирант кафедры «Промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности» ВолГТУ, активист ОНФ Ярослав Князев считает, что сложившаяся ситуация действительно близка к катастрофической. «По сути, нам предлагается потратить 200 миллионов из резервного фонда на орошение. С точки зрения логики, это бредовая идея – в ущерб природе выработать электроэнергию, а потом потратить деньги из карманов налогоплательщиков в счет этих ГЭС или других энергогенерирующих станций, чтобы закачать воду и компенсировать те последствия, которые получились под действиями каскада. Самое страшное, что из-за систематического маловодья, которое началось с 2006 года, у нас идет замещение луговых трав пустынными и полупустынными. У нас идет наступление пустыни в прямом смысле этого слова. Вообще, пустыня, которая находится в соседней республике Калмыкии, движется по несколько километров в год, а высыхание поймы только ускорит этот процесс. И самое главное – в пойме есть дубравы. Они и так уже на грани, но, скорее всего, этот год их добьет», – уверен Ярослав Князев.

«Тут может быть два пути решения проблемы. Либо мы теряем драгоценные мегаватты, которые нам нужны, в пользу сохранения природы (но здесь, безусловно, должен быть жесткий экономический расчет) и просто сбрасываем воду через шлюзы и заполняем пойму водой, либо ищем какие-то конструктивные решения. Ранее комиссия предлагала просто увеличить возможность сохранения предпаводкового уровня воды. То есть перед началом паводка ГЭС должны сбросить уровень до минимальной отметки плотины. Если бы им разрешили не делать этого, можно было бы растянуть паводковый период до мая и обеспечить пойму водой», – добавил Князев.

ПФО: меняем маршрут на ходу

Кроме экологической опасности обмеление Волги несет в себе и экономические проблемы. Так, представители турфирм, занимающихся пассажирскими перевозками, второй год ощущают на себе последствия малой воды и подсчитывают убытки. Большие теплоходы теперь могут пройти не везде. Так, по сообщениям СМИ, пермский оператор «КамаТурФлот» из-за низкого уровня воды меняет маршрут четырехпалубного теплохода «Владимир Маяковский»: вместо ранее заявленного рейса с 1 по 12 июня по маршруту Пермь – Ярославль – Пермь, он совершит круиз лишь до Нижнего Новгорода. «Мостурфлот» поступил иначе: на рейсе Москва – Пермь – Москва компания заменила тяжелый четырехпалубник «Михаил Булгаков» на теплоход с более низкой осадкой «Илья Репин».

Власти приволжских регионов комментируют проблему сдержанно. «По оперативной информации известно, что практически весь наш теплоходный парк в настоящий момент проходит спокойно по Волге, так как теплоходы двух- и трехпалубные имеют допустимую осадку (для того чтобы пройти в обмелевших местах – прим. ред.), – пояснила корреспонденту «ФедералПресс.Приволжье» и. о. начальника отдела развития туризма министерства физкультуры и спорта Пермского края Юлия Кузнецова. – Пока есть риск не пройти только у единственного четырехпалубного теплохода (который имеет большую осадку), но это лишь вероятность». В краевом министерстве транспорта тоже говорят, что жалоб, связанных с обмелением рек, от туроператоров и операторов речных грузоперевозок в этом году нет.

«Информация об отмененных маршрутах, проходящих через Нижегородскую область, или замене четырехпалубных теплоходов на суда меньшего водоизмещения в министерство не поступала», – сообщил собеседник «ФедералПресс.Приволжье» в министерстве поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. Как отмечают чиновники, в 2014 году круизные компании планировали маршрут следования судов до Городца, затем туристы пересаживались на автобусы и отправлялись в Нижний Новгород и на другие экскурсионные программы по области. В Нижнем Новгороде туристов пересаживали на другой теплоход, откуда они направлялись в другие города вниз по Волге до Астрахани. В 2015 году движение будет организовано таким же образом.

В Самаре выразили больше озабоченности и заявили, что туроператоры все-таки меняют маршруты. «Из-за низкого уровня воды на участке Волжского бассейна внутренних вод от Городецких шлюзов до города Балахна был затруднен проход судов вверх по Волге. В результате пострадало более двух тысяч туристов и снизился объем продаж круизных туров на трех- и четырехпалубные суда из Самары. В 2015 году большинством туроператоров были скорректированы маршруты, в связи с чем снижение спроса на речные круизы не планируется», – пояснили в департаменте туризма Самарской области.

Представители туриндустрии подтвердили, что проблема с обмелением Волги наиболее заметна на участке реки чуть выше Нижнего Новгорода. «Основная проблема на участке от Городца до Балахны, поэтому где-то с середины навигации – в июле, как мы предполагаем, – там смогут проходить суда с осадкой не более двух метров, может, два тридцать, для судов с осадкой больше будут сложности. Если брать круизные суда, то трехпалубные где-то с середины июля, возможно, не смогут там ходить. Туроператоры об этом позаботились заранее и поменяли маршруты», – рассказал генеральный директор компании «Инфофлот» Александр Соснин. По его словам, настанет момент, когда некоторые рейсы на Пермь или на Астрахань из Москвы будет выполнить невозможно. В таком случае туристов будут доставлять в Нижний Новгород на поездах. Соснин также отметил, что на цены подобные маневры не повлияют, но рентабельность в итоге может пострадать.

Генеральный директор ООО «Речфлот» Александр Землянский считает, что проблема обмеления Волги имеет достаточно серьезный характер уже второй год подряд. «Заранее ничего неизвестно, люди приобретают путевки зимой или ранней весной, потом, когда лед с реки уходит, мы понимаем, что воды не будет, и начинаем менять рейсы, менять направления. Это вызывает недовольство у туристов, они или отказываются от поездок или прекращают покупать билеты на дальнейшие рейсы, не будучи уверенными, что они состоятся», – рассказал Землянский.

На этой неделе Пермский краевой суд оставил в силе решение районного суда взыскать с одного из туроператоров региона 150 тысяч рублей за испорченный отдых клиента, маршрут которого в 2014 году был изменен из-за обмеления Волги. Эксперты не исключают, что в этом году подобные иски могут повториться.


Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.