горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
ЮФО
19 ноября 2014, 15:33 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс

Трехлетнему донскому бюджету недоверчиво дали добро

Больше всего вопросов у парламентариев вызвали сокращение доходной части и увеличение дефицита

Во вторник, 18 ноября, депутаты донского парламента рассмотрели в первом чтении законопроект областного бюджета на 2015–2017 годы. До этого состоялись публичные слушания и несколько заседаний профильных комитетов. Тем не менее относительно формирования бюджета на трехлетний период у депутатов остался существенный блок вопросов.

Во вторник, 18 ноября, депутаты донского парламента рассмотрели в первом чтении законопроект областного бюджета на 2015–2017 годы. До этого состоялись публичные слушания и несколько заседаний профильных комитетов. Тем не менее относительно формирования бюджета на трехлетний период у депутатов остался существенный блок вопросов. Законопроект был принят в первом чтении, однако ко второму окончательному чтению представители оппозиционных фракций потребовала внести существенные доработки. Подробности – в материале «ФедералПресс.Юг».

Попытка взять реалистичный курс

Ключевым посылом областного минфина при представлении запланированной бюджетной политики стало следование общероссийскому вектору и защитные шаги в связи с напряженными внешнеэкономическими условиями. Как подчеркнул председатель заксобрания Ростовской области Виктор Дерябкин, в федеральной повестке также учитывается снижение темпов экономического роста и влияние негативных геополитических факторов. При таких условиях одной из первоначальных задач становится снижение расходных обязательств и выполнение соцпрограмм в полном объеме. В донском парламенте также намерены поддержать курс, взятый федеральным правительством.

В своих последних докладах министр финансов Ростовской области Лилия Федотова неоднократно говорила о возможности достижения оптимистичного прогноза. «Планы, ранее сформированные по итогам 2012 года (с хорошим ростом доходов), пересмотрены. В этих условиях, когда снижаются доходы, когда темпы роста экономики страны несколько ниже, чем прогнозировалось, надо подготовить финансово-бюджетную систему региона к такого рода развитию событий и иметь запас прочности. Жесткость бюджета должна быть абсолютно адекватна нынешней ситуации», – добавила министр финансов. При этом подчеркивается, что в 2015–2017 годах социальная направленность бюджета будет гарантирована. Тем более, что 93 % расходов бюджета формируются за счет исполнения региональных и государственных программ.

Из законопроекта бюджета на три года, представленного областным профильным министерством в первом чтении, следует, что доходы на 2015 год составят 114, 4 млрд рублей, на 2016-й – 122,4 млрд рублей, на 2017-й – 121,9 млрд рублей. По-прежнему основная часть доходов будет формироваться за счет налоговых и неналоговых поступлений (85 %).

«За трехлетний период запланирован рост налоговых и неналоговых доходов на 17,1 млрд рублей, или на 17,6 %. В 2015–2017 годах прогнозируется восстановление более высоких темпов экономического роста после ожидаемого замедления в 2014 году», – поясняют в правительстве Ростовской области. При этом в следующем году рост ВРП будет равен 2,1 %, а в следующие два года темпы роста планируется удержать примерно на том же уровне – 2,2–2,3 %.

Как утверждают в профильном ведомстве, предлагаемые расходы и доходы на 2015 год имеют наиболее реалистичный и консервативный характер, нежели первоначальный вариант бюджета на 2015 год, предложенный в 2013 году. «Вместе с тем, по сравнению с 2010 годом – первым посткризисным годом – в 2015 году расходы вырастут на 37,5 %, доходы – на 24,7 %. На 2015 год собственные (налоговые и неналоговые) доходы запланированы в объеме 97,4 млрд рублей с ростом к ожидаемому исполнению текущего года на 7,1 млрд рублей», – рассказала Лилия Федотова.

Первый заместитель председателя заксобрания Ростовской области Андрей Харченко отметил, что на сегодняшний день развитие донской экономики идет поступательными темпами и по всем ключевым параметрам имеет положительные показатели. «Но мы обязательно должны учитывать возможные проблемы и риски, которые могут возникнуть в 2015 году. Именно поэтому при формировании проекта бюджета на 2015 год мы провели полнейшую ревизию бюджетных расходов 2014 года. Исполнительные власти пересмотрели все госпрограммы, принятые в прошлом году. После ревизии было принято решение перераспределить средства и направить их главным образом на первоочередные обязательства. И там, где можно было ужаться или перенести на более благополучный период реализации, расходы были максимально сокращены. Тем не менее мы считаем этот проект бюджета реалистичным», – рассказал Харченко. Он подчеркнул, что сокращение расходов не коснулось социальных программ и реализации майских указов президента РФ. «Указы президента выполняются на 100 %. И что касается заработной платы учителей, врачей и других бюджетников, то с октября мы планируем ее увеличение на 105 %», – добавил первый заместитель.

В докладе Лилии Федотовой прозвучало, что в 2015 году на выполнение указов президента запланировано выделить 9,9 млрд рублей. «Также муниципальным образованиям будет оказана финансовая поддержка на повышение заработных плат работникам бюджетной сферы в рамках реализации майских указов президента России. Средства будут предусмотрены ко второму чтению проекта бюджета», – отчиталась министр финансов.

Надежда на безвозмездную помощь

И тем не менее все самые острые моменты область намерена пережить с помощью финансовой поддержки из федерального центра. На заседании заксобрания рассматривались варианты привлечения кредитных средств не у коммерческих структур, а у федерального бюджета. В областном минфине заверили, что все коммерческие кредиты брались по достаточно выгодной ставке – 7,37–8,9 % годовых, в то время как другие регионы позволяли себе брать заемные средства под 12–14 %. Как пояснили в министерстве, чтобы привлечь бюджетные кредиты, необходимо доказать федеральным структурам платежеспособность региона, а именно – максимально сократить дефицит бюджета.

Присутствовавший на обсуждении вице-спикер Совфеда Евгений Бушмин подтвердил, что такая возможность у региона есть. В этом году на компенсацию допрасходов по указам президентам получено 662,9 млн рублей. А благодаря поправкам в следующем году эта цифра для Ростовской области может увеличиться до 1,9 млрд рублей. «Это существенное увеличение, и за это стоит биться», – добавил Бушмин.

Известно, что ставка бюджетных кредитов куда выгоднее, чем коммерческих. На заседании говорили о возможности привлечения заемных средств по ставке от 0,1–0,8 %. Однако подчеркивалось, что регион может добиться финансирования, только если покажет реальное сокращение дефицита бюджета. Вице-спикер Совфеда добавил, если Ростовская область сумеет сформировать баланс между доходами и расходами так, что дефицит не будет превышать 10 %, то она имеет реальный шанс получить тот самый желанный бюджетный кредит.

Также область надеется и на увеличение доли безвозмездных поступлений из федерального бюджета. На последнем заседании комитета по бюджету Андрей Харченко рассказал, что на 2015 год на увеличение финансовой поддержки из федерального центра в проекте бюджета к первому чтению заложено 15,9 млрд рублей. «Но я надеюсь, что ко второму чтению эта сумма увеличится до 29 млрд рублей. Тогда у нас будет более обширный маневр для оказания поддержки выпадающим секторам донской экономики», – заметил Харченко.

Тревога оппозиции

Однако не всех депутатов воодушевила перспектива развития региона за счет получения федеральных средств на кредитной или безвозмездной основе. С резко негативной оценкой представленного проекта бюджета на 2015–2017 годы выступили некоторые коммунисты. В первую очередь они обратили внимание на запланированное развитие долговой политики региона. Оппозиционные парламентарии указали на представленные показатели: дефицит областного бюджета на 2015 год запланирован на уровне 13,7 млрд рублей (14 %), почти в два раза выше изначально имевшегося. «А в 2017 году сумма долга может возрасти до 55,7 %. Таких тревожных показателей в Ростовской области еще не было никогда. Такой бюджет мы поддержать не можем», – выступил с критикой депутат от фракции КПРФ Владимир Карпенко.

Он обратил внимание, что в последнее время качество жизни населения снижается. Несмотря на периодически оглашаемую индексацию зарплат, реально среднедушевые доходы жителей за январь – август 2014 года выросли чуть более чем на полпроцента по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. При этом цены на продовольствие и коммунальное обслуживание выросли в несколько раз. Так, по словам оппозиции, за год в донской столице цены на свинину увеличились на 30 %, на масло – на 20 %. Сахар и хлебобулочные изделия за год подорожали на 13,8 % и 27 % соответственно. «Как можно улучшить качество жизни населения, если в доходной части на 2015 год предусмотрено снижение показателей на 9,6 % по сравнению с плановым 2014 годом? Нас убеждают, что доходная часть вырастет за счет безвозмездных поступлений, за счет федеральных поступлений. Но, во-первых, в сложившейся ситуации нам не гарантирована вся необходимая сумма, во-вторых, значительная часть средств, как всегда, поступит к концу года и в итоге не будет освоена в полном объеме», – предсказал коммунист.

Кроме того депутат подчеркнул, что уже сегодня в донском парламенте неоднократно предупреждали, что в связи с неустойчивой ситуацией в бюджет неоднократно придется вносить поправки. «Это означает, что процесс реализации программных задач практически переходит в ручной режим управления, что делает бессмысленным трехлетнее планирование», – подытожил свое выступление Карпенко.

Позицию КПРФ поддержали и эсеры. Руководитель фракции «Справедливой России» в донском парламенте Сергей Косинов пояснил, что у его партии возникло много вопросов к предлагаемому законопроекту. И, несмотря на то что документ прошел первое чтение, на следующем этапе он должен быть представлен в доработанном виде. Ключевой вопрос эсеров касается сокращения доходной части бюджета. «Падение доходов бюджета в первом чтении на 17 млрд рублей – это же катастрофическая цифра, которая потом потянет за собой и расходы, и все статьи, которые идут по госпрограммам», – отметил Косинов.

По мнению эсеров, у области есть еще неиспользованные внутренние резервы для формирования доходной базы, которые в ближайшее время можно будет оптимизировать. В частности, они обращаются к той же положительной отраслевой динамике: объемы ввода жилья выросли на 25 % в первом полугодии, на 26 % увеличен показатель в секторе АПК. «Где деньги? Где налог на прибыль предприятий, который должен быть увеличен, и подоходный налог? Какие цифры дает налоговая инспекция, базу которой мы сегодня рассматриваем?» – осаждал чередой вопросов депутат Косинов.

Из выступлений оппозиционных партий стало ясно, что законопроекту по бюджету на 2015–2017 годы ко второму чтению придется претерпеть серьезные изменения. С нынешним сценарием депутаты согласились частично и лишь с той перспективой, что рабочая группа в ближайшее время учтет все внесенные замечания.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1