Top.Mail.Ru
Экономика
Ростовская область
0

«Когда жирные годы закончились». Донские парламентарии приняли экономный бюджет на трехлетку

Оппозиция назвала его бюджетом проедания

Депутаты ростовского заксобрания сегодня приняли в окончательной редакции региональный бюджет на 2015–2017 годы. Законопроект рассматривали на публичных слушаниях, в первом чтении, на нескольких заседаниях профильных комитетов. Как подчеркнул председатель донского парламента, поступило более 3 млн поправок и предложений. В том, что законопроект будет принят во втором чтении, сомнений не было.

Депутаты ростовского заксобрания сегодня приняли в окончательной редакции региональный бюджет на 2015–2017 годы. Законопроект рассматривали на публичных слушаниях, в первом чтении, на нескольких заседаниях профильных комитетов. Как подчеркнул председатель донского парламента, поступило более 3 млн поправок и предложений. В том, что законопроект будет принят во втором чтении, сомнений не было. Главным образом потому, что неделей ранее документ приняли депутаты от фракции «Единая Россия». Однако ко второму чтению в донском парламенте даже среди оппозиции страсти утихли. Реакционный настрой сохранили лишь коммунисты. Эсеры отказались от хлесткой критики и выступили с предложениями. Подробности – в материале «ФедералПресс.Юг».

Затянули пояса

Ключевая задача, которую должны были решить законотворцы ко второму чтению, – сократить дефицит бюджета на ближайшую трехлетку до 10 %, чтобы повысить уровень его надежности. Лишь при таком условии регион сможет получить от Федерации бюджетные кредиты по 0,1 %. Отчитываясь перед депутатами по итоговому варианту проекта, замгубернатора и министр финансов Лилия Федотова подчеркнула, что в представленном документе все непервоочередные расходы были сокращены на 5 %, а некоторые отложены и на более поздние сроки.

В окончательном виде региональный бюджет на 2015 год будет иметь 122,4 млрд рублей в доходной части. Это плюс 8 млрд рублей к варианту казны, представленному в первом чтении. Расходы области на следующий год составят 132,1 млрд рублей. Этот показатель также был сокращен почти на 3 млрд рублей. Дефицит снижен с 14,1 % до 9,94 %. «Объем госдолга снизится на 4,2 млрд рублей по итогам 2015 года при предельно допустимом уровне в 36,1 % от нормативной величины. В результате бюджет остается социально направленным, все нормы соцподдержки нами сохранены», – отчитались в министерстве финансов. Процент индексации оплаты труда государственно-гражданским служащим с начала октября будет составлять 5,5 %. Подчеркивается, что на данное направление источником финансирования должны стать внутренние средства, а не внешние федеральные поступления.

Как пояснил председатель комитета по бюджету, налогам и собственности Андрей Харченко, бюджет сформирован исходя из консервативного сценария социально-экономического развития региона. Из докладов депутатов и представителей исполнительной власти известно, что существенный акцент в ближайшие годы будет сделан на эффективную работу налоговой базы. Несмотря на объявленные налоговые каникулы для «молодого» бизнеса, ужесточение налогового бремени уже в следующем году коснется отдельных категорий бизнеса. Область планирует увеличить налоговые поступления за счет доходов с физлиц в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций (дивидендов). В рамках изменений в законодательстве налоговые ставки были увеличены с 9 % до 13 %. Также повысится стоимость патента. При этом отмечается, что регион будет нести некоторые потери в доходной части из-за изменения ставок по акцизам на алкогольную и нефтепродукцию.

Представленный законопроект некоторые депутаты от КПРФ назвали «бюджетом проедания», не предполагающим развитие региона. Они утверждают, что кроме пенсий и зарплат необходимо еще создавать и определенные условия для наращивания экономических показателей. Депутат от компарии Игорь Беляев предложил рассмотреть плановые и итоговые показатели текущего года и соотнести их с представленным бюджетом на 2015 год. По его словам, плановые показатели текущего года ощутимо отличались от фактических. Бюджет приходилось многократно пересматривать. «Сегодня мы видим, что и значительно увеличенные по сравнению с первым чтением плановые показатели 2015 года существенно ниже плановых значений 2014 года. В 2014 году доход был равен 124 млрд рублей, а в 2015-м – 122 млрд рублей. Но даже эти цифры не соответствуют действительности, так как в совокупности со всеми изменениями в 2014 году доходная часть составляет 137 млрд рубелей», – обращает внимание на разрыв в фактических доходах депутат. Также Беляев отметил, что и фактические расходы 2014 года достигли 153 млрд рублей, при этом в планах на 2015 год этот показатель заявляется в размере 132 млрд рублей.

Региональные власти не скрывают, что во многом уповают на федеральную помощь. И надежда эта имеет под собой определенные основания. По словам Лилии Федотовой, в ближайший год из федерального бюджета должно поступить порядка 25,5 млрд рублей. Замгубернатора отмечает, что приведенный к первому чтению показатель увеличен на 9,5 млрд рублей. Это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, средства поддержки на реализацию майских указов президента, а также целевые межбюджетные трансферты.

В правительстве уже сегодня говорят, что бюджет придется вести в ручном режиме и отслеживать ситуацию ежемесячно. В свою очередь вице-спикер Совфеда Евгений Бушмин подчеркнул, что даже на федеральном уровне бюджет еще не получил четких и однозначных очертаний. В частности, есть некоторые резервы по дорожному фонду – порядка 92 млрд рублей. Но профильные ведомства пока не решили, как эти ресурсы распределить. И для Ростовской области есть возможность получить дополнительные 3–4 млрд рублей. То есть фактически статью доходов донской регион тоже будет править неоднократно, но есть возможность делать это в плюс.

Однако, по мнению коммуниста Беляева, область излишне затянула пояса. И задача по сокращению дефицита бюджета отчасти преувеличена. «Условием получения бюджетного кредита является сохранение дефицита в течение года на уровне утвержденного показателя в начале 2015 года. И лишь к 2017 году регион постепенно должен снижать дефицит до 10 %. Таким образом обязательства возникнут лишь через 2 года. А сегодня увеличение доли дефицита позволило бы нарастить бюджет и не уменьшать объем финансирования сразу по 15 из 21 региональной программы», – рассказал депутат.

Однако этот ход явно не получил поддержки со стороны Совета Федерации. Евгений Бушмин отметил, что поставленная задача на ближайший год – сокращение дефицита до 10 % – позволит региону защитить себя в нынешних напряженных экономических условиях. «Не получится все проблемы оставлять на 2016 год. Обслуживание госдолга меньше не будет, оно может стать только дороже», – пояснил вице-спикер. В частности, он отсылает к последствиям из-за изменений по ставке от ЦБ. Последнее повышение регулятором ключевой ставки до 17 % привело к тому, что коммерческий кредит меньше, чем под 22 %, теперь взять невозможно. Таким образом расходы на обслуживание долга автоматически увеличатся в 2,5 раза. В этой ситуации единственно приемлемый вариант для субъектов Федерации – это привлечение бюджетных кредитов.

«Забыт богом и бюджетом»

О намерении голосовать против представленного законопроекта заявил также независимый депутат из Таганрога Олег Кобяков. Причиной такого решения, по словам народного избранника, стала недостаточная помощь Таганрогу. Кобякова удивило, что на поддержку донской столицы в 2015 году бюджет предполагает 1,5 млрд рублей, а Таганрог, несмотря на то что депутаты гордумы несколько раз подавали свои поправки, так и остался «забыт богом и бюджетом». «Никаких поправок, представленных от депутатов Таганрогской гордумы, практически принято не было, я голосовать за такой бюджет не могу», – заключил депутат.

В правительстве на эту претензию ответили: пока в городе не будет налажена работа администрации, с выделением средств придется повременить. «Чтобы просить новую поддержку, надо оценить, что реально сделано. В Таганроге уже более двух лет одна и та же болезнь – город не использует федеральные деньги. Мэрия Таганрога обращается в правительство РФ с просьбой снять с нее федеральные средства», – выступил с ответным замечанием губернатор Ростовской области Василий Голубев.

Глава региона отметил, что в результате недавних переговоров с председателем совета директоров ОАО «Газпром» Виктором Зубковым была достигнута договоренность о проведении компанией реконструкции газораспределительных станций. И Ростовская область стала единственным регионом, кому Газпром выразил готовность компенсировать все расходы на развитие газового хозяйства по данному проекту. Одновременно из-за долгов Таганрога перед ресурсоснабжающей компанией поставлена под угрозу эффективность работы всей области в целом. «А между тем Таганрог, как бельмо на глазу, ни копейки не снижает долга», – заявил губернатор, подчеркнув, что поддержки муниципалитет сможет добиться лишь тогда, когда зарекомендует себя как эффективно работающая территория. Глава региона обратился к местным депутатам, чтобы именно они представили свои предложения, «каким образом модернизировать хозяйство, точнее, управленческие функции администрации, чтобы там появился порядок».
 
Масса скрытых резервов

Другие участники оппозиционного фронта – фракция «Справедливая Россия», выступавшая в первом чтении категорически против законопроекта, – в этот раз уступили. При этом эсеры внесли свои предложения по развитию будущего бюджета, которые не только были услышаны единороссами, но и были одобрены представителем от Совета Федерации. Помимо помощи от федеральных властей, по мнению справедливороссов, у региона есть еще масса скрытых резервов, которыми он до сих пор не воспользовался. Однако когда «жирные бюджетные годы закончились», приходится задумываться о формировании собственной ресурсной базы. «У нас есть масса резервов для накопления доходной части бюджета. Это прежде всего деньги, которые сегодня находятся в тени», – пояснил позицию руководитель фракции «Справедливой России» в донском парламенте Сергей Косинов.

В качестве неосвоенного резерва депутат назвал целый ряд отраслей: сельское хозяйство, строительство и даже угольную промышленность. Каждый год они показывают прирост производственных показателей, при этом на доходной части бюджета этот фактор никак не отражается. «Плюс к этому достаточно остро стоит вопрос мигрантов. Практически все они сегодня работают нелегально», – добавил Косинов. Кроме того, еще один ресурс региона – налогоплательщики в лице крупного бизнеса, которые в свою очередь являются флагманами донской промышленности, – «Роствертол», НЭВЗ, «Ростсельмаш» и т. д. «Мы говорим о привлечении новых инвестиций, а как работать со старыми инвесторами, конкретной программы не разработали. Хотя сегодня очень остро стоит вопрос, как удержать этих игроков в масштабах нашего региона, чтобы они не разбежались в другие субъекты Федерации или за рубеж», – ответил Косинов.

По мнению оппозиции, даже федеральные деньги не всякий раз могут спасти регион от падения вниз. И решить вопросы может не только финансовая поддержка, но и законотворческая деятельность. В качестве примера была озвучена ситуация с сельским хозяйством. Совет Федерации готов направить средства на развитие регионального АПК. «Но мы снова сегодня размажем по малым фермерским хозяйствам эти средства, и результата не будет. Не приняв закон о сельскохозяйственной кооперации, который  должен стать основным столпом развития сельскохозяйственной отрасли в области, мы опять придем к тому, что в магазинах опять не будет продукции местных производителей», – описал ситуацию Косинов.

В итоге законопроект бюджета на 2015–2017 год был принят. Однако в донском парламенте уверены, что показатели на следующий год придется многократно пересматривать. Что касается 2016–2017 годов, один из депутатов отметил, что давать прогнозы на всю трехлетку – дело неблагодарное.



Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.