Top.Mail.Ru
Энергетика
Свердловская область
0

ЖКХ – это не бизнес: доказываем очевидное невероятным

Как на одном коммунальном предприятии Свердловской области отразились все проблемы и достижения ЖКХ страны за год

Подходит к концу 2013 год. Самое время подводить итоги, в том числе – для жилищно-коммунальной сферы. На федеральном уровне наиболее заметным событием, безусловно, стало создание нового министерства – ЖКХ и строительства. Не меньше привлекли внимание и инициативы, с которыми ему придется работать, – например, введение социальных норм на потребление электроэнергии и определение коммунальных тарифов сразу на несколько лет.

Подходит к концу 2013 год. Самое время подводить итоги, в том числе – для жилищно-коммунальной сферы. На федеральном уровне наиболее заметным событием, безусловно, стало создание нового министерства – ЖКХ и строительства. Не меньше привлекли внимание и инициативы, с которыми ему придется работать, – например, введение социальных норм на потребление электроэнергии и определение коммунальных тарифов сразу на несколько лет. То, как «коммуналка» Свердловской области жила в 2013 году, лучше всего показывает пример самого крупного коммунального ГУП региона – Облкоммунэнерго. Корреспондент «УралПолит.Ru» проанализировал ситуацию и понял, что именно события на госпредприятии сейчас становятся отражением самых сложных процессов в ЖКХ. Подробности – в нашем материале.

В начале ноября произошло одно из самых главных событий 2013 года в ЖКХ страны. В России появилось министерство, в чьи задачи входит курировать именно эту отрасль. Министром ЖКХ и строительства стал Михаил Мень – бывший губернатор Ивановской области. Оставим за скобками тот факт, что Минстрой с МинЖКХ «сливали» и «разливали» за последнее лет десять не меньше пяти раз. И каждый раз и слияние и разделение кажутся властям предержащим не пересаживанием музыкантов в оркестре, а самой последней попыткой навести порядок в коммунальной сфере.

Новый министр тоже быстро определился с первоочередными задачами. Ими он назвал «утверждение и реализацию единых правил игры в ЖКХ». Михаил Мень намерен также сосредоточиться на привлечении частных инвестиций в отрасль и принятии мер по сдерживанию роста коммунальных тарифов. Для отрасли эти задачи далеко не новые, наоборот, их решение оказалось не по зубам уже не одному управленцу. Конечно, весь пул решений нового министерства и министра придется на 2014 год.

Но прежде чем понять, как привлекать частника в ЖКХ, надо представить там положение дел. Процент износа коммунальной инфраструктуры приближается по стране к 50 %. Долги населения превышают все мыслимые пределы: по данным коллекторского агентства «Национальная служба взыскания», за первое полугодие 2013 года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России составлял 736 млрд рублей (данных по второму полугодию и году пока нет, но сумма кардинально не уменьшится). При этом задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составляет около 146 млрд рублей.

Таким образом очевидна тенденция – долги за ЖКХ растут, коммунальное хозяйство остается довольно убыточным сектором экономики. В Свердловской области этот невеселый вектор тоже налицо. И все яснее становится, что ЖКХ – это никакой не бизнес, а чистой воды социальная нагрузка, социальный проект, и что прибыльными даже очень крупные предприятия могут быть весьма условно.

Это особенно заметно, если рассмотреть происходящее на примере самого крупного коммунального ГУПа в Свердловской области – Облкоммунэнерго. У него на балансе – объекты электросетевого хозяйства (подстанции и линии электропередачи), инфраструктура, обеспечивающая теплом жителей 13 муниципальных образований области, объекты водоснабжения... То есть его можно счесть небольшой моделью коммунального хозяйства страны, самых проблемных отраслей. Основной акционер – правительство Свердловской области. По данным предприятия, долги потребителей в последнее время выросли. Так, если за 2012 год долги всех потребителей составляли 533 млн 149 тыс. рублей, то по итогам 2013 года ожидается, что они достигнут без малого 800 млн рублей (791,2 млн рублей).

Стоит отметить, что изначально Облкоммунэнерго сосредоточило в себе не самые прибыльные коммунальные активы. Это были, как правило, сброшенные с балансов предприятий, но не принятые на балансы муниципалитетов сети, котельные в небольших, глубоко депрессивных городах, которые поставляли очень дорогое тепло. Проблемные активы, которые оказались никому не нужны. Например, в перечень инфраструктурных объектов Облкоммунэнерго попала и Артемовская ТЭЦ. Напомним, еще в середине 90-х, при разделении энергосистемы России на генерацию, сети, сбыт и сервисные подразделения (реформа энергетики, которую проводил Анатолий Чубайс), ТЭЦ попала в ТГК-9 вместе с другими станциями энергосистемы. Это была станция, которая производила очень дорогое тепло для небольшого Артемовского. В ТГК-9 сразу прекратили процесс перевода последнего из четырех котлов на газ, и он так и остался угольным. Затем было принято решение о выводе ТЭЦ из состава ТГК-9. Правительство области с этим тогда согласилось, а последствия шага стали довольно тяжелыми для города. Ведь ранее убытки от этой станции, которые не покрывались тарифом, ложились на все станции ТГК-9, теперь она легла на отдельный муниципальный бюджет. Осознав свою ошибку, правительство отдает этот актив Облкоммунэнерго, и это закладывает под предприятие мину замедленного действия. Высокие тарифы ТЭЦ наложились на то, что собираемость платежей в глубоко депрессивном городе стала плохой. Этим воспользовались управляющие компании, которые вообще перестали платить Облкоммунэнерго (у этого предприятия в городе еще и коммунальные сети). В апреле Облкоммунэнерго перешло на прямые расчеты с потребителями. В ответ же коммунальные компании развязали настоящую войну и пока, несмотря на все предписания судов, не спешат расставаться с базами квартир собственников. На сегодняшний день потребители Артемовского должны более 388 млн рублей, из этой суммы – 156,6 млн рублей должны УК. Напомним, что отношения с управкомпаниями города Облкоммунэнерго прекратило с 1 апреля 2013 года.

Какой же частник захочет взять на себя такое запущенное хозяйство? Одна из мер, которую предлагает новый министр для привлечения бизнеса в ЖКХ, – это долгосрочное установление тарифов. По словам руководителя рабочей группы по развитию ЖКХ экспертного совета при правительстве РФ Андрея Чибиса (теперь он замминистра ЖКХ и строительства), долгосрочное тарифное регулирование – это одна из мер, которая поможет сделать отрасль более привлекательной для частников. «С 2014 года норма, что тарифы устанавливаются на три-пять лет, заработает в пилотном режиме, с 2016-го годовых тарифов не останется совсем. Никто не сможет в период регулирования пересматривать установленные параметры, – заявил Андрей Чибис. – Эта определенность позволит гарантировать инвесторам доходность в 12 % годовых. Помимо этого, правительство намерено по максимуму привлекать частников к управлению инфраструктурой. Мы будем фиксировать текущее техническое состояние, например, теплосетей и задавать целевые показатели по изменению ситуации. Выиграет та компания, которая будет готова достичь этих целей быстрее и дешевле».

В Облкоммунэнерго долгосрочное регулирование тарифов считают мерой полезной и интересной скорее потребителю. По словам Евгения Волкова, заместителя генерального директора по реализации услуг, 16 лет проработавшего руководителем коммунального предприятия в Североуральске, в первую очередь тарифы должны быть экономически обоснованными – включать в себя все необходимые затраты на замену сетей по СНИПам, закупку качественного топлива, реализацию энергосберегающих мероприятий, нормальный уровень зарплаты для привлечения профессиональных кадров и т. д. Сейчас практически по всем территориям работы Облкоммунэнерго себестоимость гигакалории существенно выше установленного тарифа. «Тепло» планово убыточно, и это на корню убивает любой интерес к данной сфере.

Однако даже в таких условиях все равно будет сохраняться жесткое государственное регулирование тарифов. Тариф находится под жестким ограничением при росте стоимости всех составляющих: газа, угля, перевозок, налогов, зарплат, материалов, комплектующих и т. п. Получается, что три года составляющие тарифа будут расти, а сам он нет? Или сразу же компании будут вынуждены повышать тарифы так, чтобы компенсировать весь возможный рост? Пока эти вопросы не находят ответа. Очевидно только, что компании ЖКХ ждут все новые убытки.

Казалось бы, избежать их довольно просто – надо лишь снижать затраты. И резервы вроде бы есть – например, в случае с тем же Облкоммунэнерго достаточно один раз вложиться в полную замену тепловых сетей Кировграда и уйти от потерь, составляющих сейчас не менее 50 %, а также можно сократить количество обслуживающего персонала, снизить объем теплоносителя, количество сжигаемого топлива и т. д. Стоит это не менее 500 миллионов.

Однако в бюджете области таких денег нет – он дефицитный. Нет средств и в казне страны – наоборот, многие коммунальные программы в первом чтении бюджета РФ на 2014–2015 годы были просто секвестрированы, и их с трудом удалось отстоять, говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева. «В проекте федерального бюджета на 2014–2015 годы, который принят Думой в первом чтении, наблюдается существенное сокращение расходов на жилищно-коммунальную сферу. Когда мы спросили Минфин, чем мотивируется секвестрирование таких вещей, как вода, а там по цифрам получался ноль, то, по их словам, бизнес чуть не ломанулся в инвестирование воды, – рассказывает Елена Николаева. – Хотя мы такого не знаем и сильно сомневались. В итоге удалось вернуть на воду 2 млрд рублей – только после долгих дебатов. Надо понимать, что денег у субъектов на реализацию множества программ в ЖКХ просто нет, но государство не должно бросать финансирование этих программ».

Если говорить об уровне Свердловской области и конкретно об Облкоммунэнерго, то деньги можно привлечь, если перевести актив из ГУПа в ОАО с участием государства. Сейчас предприятие к акционированию активно готовится, приводит в порядок документацию, инфраструктуру. Планировалось, что акционирование будет завершено к 31 декабря. Однако, похоже, потребуется дополнительное время. И хотя это не станет панацеей, актив не станет прибыльным сразу после того, как в него придут деньги частных инвесторов, но это единственный путь, который может дать результаты. А результат здесь, как и сказал новый министр, – привлечение частных инвестиций в отрасль и сдерживание роста коммунальных тарифов.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.