Top.Mail.Ru
Энергетика
ЮФО
0

«Бери и плати»: донские сетевики попали в зону риска

Эксперты уверены, что в ближайшее время необходимо внедрить механизмы, повышающие ответственность заявителя

В прошлом году Ростовская область завершали пилотный проект по сокращению сроков прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства, включая подключение к объектам коммунальной и инженерной инфраструктуры. В рамках этих процедур регионом была создана дорожная карта по уменьшению сроков ожидания техприсоединения к сетям.

В прошлом году Ростовская область завершали пилотный проект по сокращению сроков прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства, включая подключение к объектам коммунальной и инженерной инфраструктуры. В рамках этих процедур регионом была создана дорожная карта по уменьшению сроков ожидания техприсоединения к сетям. Парадоксальность ситуации состоит в том, что сетевые компании сегодня готовы выполнять требования бизнеса, предоставлять услуги в режиме «одного окна», сокращать сроки ожидания, однако бизнес зачастую, сделав заявку на присоединение, не спешит доводить дело до конца. В результате обслуживающие организации несут существенные потери. Подробности – в материале «ФедералПресс.Юг».

С вопросом техприсоединения к энергосетям сталкивается на определенном этапе любой новый бизнес, вне зависимости от масштаба вложений. Сегодня, когда донскому региону жизненно необходимо сохранить благоприятный инвестклимат, власти готовы делать шаг, а то и два, навстречу бизнесу. В качестве одного из привлекательных условий предпринимателям предлагаются подсоединиться к сетям в максимально короткие сроки, используя режим «одного окна». Как выстроить баланс между спросом и предложением в данном секторе представители власти и бизнес-сообщество региона обсудили в рамках круглого стола, организатором которого выступил журнал «Эксперт Юг».

В ходе дискуссии представители региональной власти отметили, что потребность в сокращении сроков прохождения процедур возникла несколько лет назад. Начальник управления энергетики и нефтегазового комплекса министерства промышленности и энергетики Ростовской области Владимир Клименко рассказал, что дорожная карта по повышению доступности энергетической инфраструктуры региона была создана два года назад и рассчитана на реализацию мер до 2017 года. Согласно этому документу прохождения всех этапов по получению доступа к сети должен сократиться с 281 дня до 40 дней. «Сегодня мы можем говорить о положительной динамике. Так, если по итогам 2013 года в Ростовской области средний срок подключения к энергосети составлял 160 дней, то по итогам прошлого года заявителю приходилось ждать до 132 дней», – рассказал Клименко. При этом чиновник отметил, что на текущий год региону придется сделать семимильный шаг, чтобы сократить ожидание бизнеса по техприсоединению до 45 дней. Сейчас один из способов решения этой задачи в совместном проекте с МФЦ, которые уже успели зарекомендовать себя в регионе. «Организация по принципу «одного окна» существенно упростит процесс взаимодействия сторон, а заявитель получит возможность отслеживать прохождение своей заявки через Интернет», – добавил Клименко.

Как поясняют ситуацию в компании МРСК Юга, первые шаги на виртуальное сближение уже сделаны – запущен специальный портал. Однако этот инструмент пока не пользуются большой популярностью. «На сегодняшний день через портал мы получили всего 20 заявок. Хотя, безусловно, мы хотим популяризировать этот механизм. Кроме того, компания планирует работать с МФЦ, который полностью выстроит механизм контроля. На данный момент такой пилотный проект запущен в Таганроге. В конце лета мы посмотрим, насколько такой инструмент окажется востребован среди бизнеса и потребителей», – рассказал советник гендиректор МРСК Юга Дмитрий Журавлев.

Однако проблема доступности услуги имеет и обратную сторону. Зачастую как бизнес, так и население, сделав заявку на подключение, замораживают свои проекты на неопределенный срок. В результате чего до сих пор непонятно, как должны действовать сетевые компании, чтобы соответствовать новым требованиям и при этом не работать себе в убыток. Помимо продолжительной политики сдерживания тарифов, в регионе планируют ввести новую льготу – потребители и малый бизнес, чей объем потребления не будет превышать 150 КВт, получат рассрочку платежа на 3 года. «Следовательно, расходы ложатся на плечи сетевой компании, это в условиях, когда свободные средства найти все сложнее, а кредитные ресурсы сегодня существенно подорожали», – пояснил Владимир Клименко.

В самой МРСК Юга дают довольно показательную статистику: из 16 тыс. действующих заявок порядка 8 тыс. имеют статус просроченных по вине заявителя. «Отмечу, что сетевая компания построит всю необходимую инфраструктуру, или она уже есть, и мы изыскиваем резервные мощности, а заявитель физически не подключается. В силу своих личных обстоятельств. Естественно, все это влияет на исполнение нормативных сроков», – рассказал Дмитрий Журавлев.

Ситуация осложняется еще и нормативными особенностями. Так, согласно российскому законодательству, соглашение, заключенное между заявителем и сетевой компанией, является договором публичной оферты. Таким образом, компания не имеет права в одностороннем порядке расторгать подобные соглашения. Оспорить действие договора можно только в судебном порядке. «В этом случае все мероприятия, связанные с подключением для льготных категорий граждан и предприятий, переходят в так называемые выпадающие доходы компании, которые в дальнейшем сказываются на тарифах. Потому вопрос технологического присоединения, хоть и косвенно, но касается всех потребителей региона», – добавил Журавлев. В компании добавляют, что по результатам последних 5 лет компания недополучила порядка 8,5 млрд рублей.

При этом подчеркивается, что расторгать «зависшие» контракты в суде вариант хоть и возможный, но также экономически невыгодный для сетевой компании. Так как суд считает, что несоизмеримо накладывать обязательства в объеме затрат, понесенных компанией, по расторжению на заявителя. Следовательно, финансовые затраты ложатся на плечи истца. В МРСК Юга не скрывают, что если их сторона подаст в суд на все просроченные договоры, то сумма, которую придется потратить на претензионно-исковую деятельность, достигнет 90 млн рублей.

И все же участники дискуссии подчеркивают, что эта проблематика присуща не только Ростовской области. Сегодня данный вопрос решается на федеральном уровне. В качестве одного из возможного сценария предлагается ввести механизм «бери и плати», то есть плата будет взиматься за заявленную существующую мощность. Таким образом, власти и поставщики услуг надеются повлиять на ответственность потребителей. Однако когда подобный подход будет закреплен в нормативной базе, пока не уточняется.
 

Фотоматериалы – журнал «Эксперт ЮГ»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.