Экономика
Краснодарский край
30 января 2013, 13:00 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс

Энергию «Магнита» рассеют региональные энергетические «бароны»

Желание сети магазинов «Магнит» сэкономить на коммунальных услугах натолкнется на конфликт с интересами региональных монополистов и собственный кадровый голод

Один из самых больших по числу торговых точек в стране российский ретейлер будет экономить на электроэнергии. Как стало известно на днях, «Магнит» создал собственную энергосбытовую компанию «МагнитЭнерго» и сейчас регистрирует бренд в Роспатенте. Компания сможет обслуживать 6 тысяч магазинов крупнейшей сети, что позволит ретейлеру ежегодно экономить 200–240 млн рублей. Случай «Магнита» – новшество в отрасли.

Один из самых больших по числу торговых точек в стране российский ретейлер будет экономить на электроэнергии. Как стало известно на днях, «Магнит» создал собственную энергосбытовую компанию «МагнитЭнерго» и сейчас регистрирует бренд в Роспатенте. Компания сможет обслуживать 6 тысяч магазинов крупнейшей сети, что позволит ретейлеру ежегодно экономить 200–240 млн рублей. Случай «Магнита» – новшество в отрасли. «ФедералПресс.Юг» решил выяснить перспективность новой идеи «финансового комбинатора» и основателя сети Сергея Галицкого.

Честные деньги

Компания «Тандер», созданная кубанским олигархом Сергеем Галицким и управляющая сетью «Магнит», еще в октябре 2012 года подала в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «МагнитЭнерго» по шести классам. По данным РБК daily, в ЕГРЮЛ компания зарегистрирована с февраля прошлого года, у нее даже имеется собственный сайт, где упомянуто, что «МагнитЭнерго» – это корпоративная энергосбытовая компания ГК «Магнит». Для того чтобы начать работать и законно получать прибыль, обязательным для энергосбытовой компании является присвоение статуса гарантирующего поставщика.

Гарантирующий поставщик – это участник оптового и розничного рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, находящимся в границах зоны его деятельности. Что касается самих зон, то их в каждом регионе устанавливает орган власти, закрепленный за данным регионом. В соответствии со сложившейся в России практикой любая компания, планирующая организовывать сбыт электроэнергии, должна быть членом некоммерческого партнерства «Совет рынка».

Как стало известно, в середине минувшего года компания «МагнитЭнерго» стала членом НП «Совет рынка». Таким образом, она может стать поставщиком электроэнергии в различных регионах не только для своей сети магазинов, но и для других потребителей. Это позволит ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети «Магнит»), помимо экономии на электроэнергии, получать дополнительный доход и с ее продажи для других потребителей, и тем самым расширить зону своей деятельности.

Однако на данный момент на сайте НП «Совет рынка» в реестре гарантирующих поставщиков компания «МагнитЭнерго» не значится.

«ФедералПресс.Юг» обратился с журналистским запросом в «Совет рынка» с целью выяснить, на какой стадии находится процесс присвоения статуса гарантирующего поставщика новой энергосбытовой компании, и узнать, собирается ли «МагнитЭнерго» в принципе добиваться присвоения данного статуса. Экспертный канал будет держать читателей в курсе развития событий.

Пример для подражания?

Появление новой крупной энергетической компании на рынке энергосбыта Краснодарского края и других регионов, скорее всего, серьезно отразится на ситуации с игроками в энергетической сфере в целом. С этим мнением согласен известный краснодарский экономист, доктор экономических наук Александр Полиди, который считает, что действия «Тандера» достаточно серьезно повлияют на все энергосбытовые компании. По словам экономиста, сам факт создания «МагнитЭнерго» изымает из сектора серьезные финансовые средства, которые ранее тратились «Тандером» на оплату прибыли субподрядчиков. Однако изменения могут произойти далеко не сразу, по мнению эксперта, может пройти несколько лет. «Однако возможен более глубокий эффект, чем кажется на первый взгляд. Прецедент создания энергосбытовой компании неотраслевым игроком может подвигнуть другие предприятия крупного и среднего бизнеса из различных сфер пойти на подобные шаги», – объяснил свою позицию Полиди.

Другие участники рынка ничего не знают о подобных планах «Магнита», хотя и не смогли не отметить, что тема о затратах на энергию в последнее время стала актуальна для всей отрасли. Что касается «Тандера» и гендиректора молодой компании «МагнитЭнерго», то они и вовсе отказались от комментариев. Также отказались от комментариев и основные игроки энергосбыта в приоритетных для «Тандера» регионах, а именно – один из крупнейших поставщиков электроэнергии Краснодарского края ОАО«Кубаньэнерго» и Северо-Кавказский филиал «ГазпромЭнерго», на которых могла повлиять данная ситуация с созданием сетью собственной энергосбытовой компании.

На данный момент остается неизвестным, с чем связанно столь резкое желание «Магнита» экономить на электроэнергии. Вполне возможно, что данное решение связано с принципом компании экономить на всем, иногда в ущерб конечному потребителю.

«Владелец «Магнита» мог бы закладывать в цену товара меньшую рентабельность, то есть просто не жадничать. Ведь он миллиардер не потому, что добренький, а потому, что на всем экономит», – высказал свое мнение главный редактор «Деловой газеты Юг» Олег Ширяев. «Галицкий любит на всем экономить, это в принципе заметно по продукции «Тандера», – отметил кубанский политтехнолог Александр Топалов. – Естественно, копейка рубль бережет, но иногда этот принцип действует с точностью до наоборот. В перспективе «Тандер» может вступить в конфликт с властями регионов, в руках которых сильнее всего сосредоточены объекты сети. Поскольку область энергетики традиционно «завязана» на определенных людях в руководстве регионов, имеющих свои интересы в области».

«В Краснодаре существует несколько независимых генерированных компаний энергосбыта. В данном случае ретейлер подсчитал, сколько тратит на электроэнергию средств, и решил создать собственную компанию по сбыту электроэнергии в целях экономии», – считает Владимир Козлов, главный редактор «ЭкспертЮг». Согласно отчетности по МСФО, расходы «Магнита» на аренду и коммунальные платежи значительно выросли в первом полугодии 2012 года. При этом те же проблемы и у их ближайшего конкурента, X5 Retail Group. Последняя указала в своих документах, что только за третий квартал 2012 года коммунальные расходы в процентах от чистой выручки сравнительно увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года. В то время как о планах X5 Retail Group по открытию собственной энергосбытовой компании ничего не известно, да и таковые, по словам экспертов, вряд ли появятся.

Ввиду спорности и авантюрности решения «Тандера» другие игроки рынка к подобным опрометчивым решениям не склонны. Неясным остается вопрос о том, где «Тандер» наберет достаточное количество квалифицированных кадров для работы в «МагнитЭнерго». По мнению экспертов «ФедералПресс.Юг», квалифицированные кадры в сфере сбыта энергии – достаточный дефицит для современной России. Либо Галицкому придется не экономить на их привлечении, как это делается в случае с его рядовыми сотрудниками. А это, соответственно, уже отразится и на расходах «МагнитЭнерго».

На вопрос о том, как будут выстроены отношения с властями (которые, будучи тесно связаны с полумонопольными поставщиками электроэнергии в своих регионах, могут неоднозначно воспринять решение «Тандера»), Сергей Галицкий в своем твиттере отвечать отказался.

В то же время, как прокомментировал перспективы эксперт в сфере энергетики, пожелавший не раскрывать своего имени, «им придется идти либо через коррупционные схемы, чтобы умаслить власти и энергетиков, либо долго ждать оформления всех документов, платить неустойки в случае разрывания старых контрактов со сбытами».

Анна Букач

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1