Top.Mail.Ru
Экономика
Свердловская область
0

Мэрии Екатеринбурга не хватает 1,5 млрд рублей. Высокинский грозит обанкротить общественный транспорт

По расчетам чиновников, проезд в городе стоит 50 рублей

Проезд в Екатеринбурге стоит 50 рублей. А может, даже и 80. Это цена билета на автобус, расходы, которые, по утверждению администрации Екатеринбурга, несут перевозчики. Два часа вице-мэр Александр Высокинский, размахивая руками, рисуя схемы и пугая перспективами возможного городского апокалипсиса, доказывал эту цифру депутатам городской думы.

Проезд в Екатеринбурге стоит 50 рублей. А может, даже и 80. Это цена билета на автобус, расходы, которые, по утверждению администрации Екатеринбурга, несут перевозчики. Два часа вице-мэр Александр Высокинский, размахивая руками, рисуя схемы и пугая перспективами возможного городского апокалипсиса, доказывал эту цифру депутатам городской думы. Правда, основной его тезис при этом свелся к мысли «дайте денег». Корреспондент «УралПолит.Ru» тем временем заметил в расчетах мэрии ряд важных неточностей. Подробности – в нашем материале.

Урок арифметики: 50 пишем – 27 в уме

Сегодня в мэрии состоялись слушания по ценообразованию на городском общественном транспорте. Проходили они в некоем неформальном статусе «собрания депутатов». Ни регламента, ни решения, ничего. Перед началом глава Екатеринбурга Евгений Ройзман пояснил: «Решение мы можем принять на думе. А протокола вестись не будет, но будет идти запись. Я думаю, никто от своих слов отказываться не будет». «Все люди взрослые, давайте обсуждать», – вставил он свою любимую присказку.

После этого инициативой завладел Александр Высокинский, вызвавшийся от имени мэрии Екатеринбурга ответить на все вопросы. Начал он при этом со своеобразного урока на тему «как устроена экономика городского транспорта».

Вкратце схема выглядит следующим образом. Сначала мэрия определяет «муниципальное задание» – перечень и описание маршрутов, количество рейсов и так далее. Затем автотранспортное предприятие, ЕТТУ, определяет в соответствии с нормативами свои расходы: стоимость обслуживания автобусов и вагонов, транспортных баз, зарплаты персонала, расходы на бензин и электричество и все прочее. Далее Александр Высокинский обозначил: «Так вот, исходя из этих затрат стоимость проезда одного пассажира в транспорте у нас 40–50 рублей». Откуда взялась эта цифра, как она была посчитана, почему составляет столько, как соотносится с количеством пассажиров – он так и не пояснил. Разве что по последнему пункту дальше в ходе разговора отметил: это вне зависимости от того, ездят пассажиры или нет, – просто стоимость пассажирского кресла на маршруте. В целом цифра осталась довольно загадочной. Тем более что дальше депутаты, подсмотрев в бумаги присутствовавшего на собрании председателя комитета мэрии по общественному транспорту Алексея Курлыкова, озвучили еще более страшную цену – 80 рублей 50 копеек. Эту цифру уже никто комментировать не стал – представители мэрии лишь таинственно улыбнулись.

Рассказав о расходах, вице-мэр перешел к теме, как они компенсируются. Источников три. Первый – это тариф на проезд, который платят жители. Второй – бюджет. Третий – иные источники доходов, вроде сдачи подведомственных помещений в аренду и размещения рекламы на бортах автобусов.

Так вот, по версии, озвученной Александром Высокинским, разницу между фактическими 50-ю рублями и теми 23-мя, что платят екатеринбуржцы, компенсирует городская казна. «Мэр может установить любую цену на проезд – тогда надо просто увеличивать компенсацию расходов за счет бюджета. Бывает так, что, придя к власти, глава города устанавливает проезд в 10 рублей – на полгода хватает, потом все разваливается. И в радиусе тысячи километров от Екатеринбурга мы знаем множество таких примеров», – заявил Высокинский. Еще часть, 1,5 миллиарда рублей, должен областной бюджет – просто потому, что гордума прошлого созыва, которую контролировала мэрия, так решила.

Где деньги?

Рассказывая о доходах екатеринбургского общественного транспорта, вице-мэр технично ушел от вопроса «а как же внебюджетные источники финансирования?». Во время его выступления депутат Александр Норицын даже подошел к нарисованной Александром Высокинским схеме и ткнул в пустующее место на ней. «Как экономисту мне непонятно, а что у нас тут? Только не говорите, что автотранспортные предприятия не сдают ничего в аренду, не зарабатывают на рекламе», – поинтересовался он. «Да это мелочи по сравнению с оборотом в миллиарды рублей – тут десятки миллионов всего лишь», – тут же нашелся вице-мэр и переадресовал вопрос Алексею Курлыкову. Тот назвал конкретную цифру: за весь прошлый год 2 миллиона 360 тысяч рублей – прибыль мэрии от сдачи в аренду всех площадей и размещения рекламы на всех станциях и вагонах метрополитена.

Ради интереса корреспондент «УралПолит.Ru» обратился в одну из фирм, занимающихся размещением рекламы в метро. Как выяснилось, разместить один плакат на одной станции стоит 30 тысяч рублей. Количество мест разное. Меньше всего – на проспекте Космонавтов (44), больше всего – на площади 1905 года (56). Места, к слову, лучше бронировать за месяц – все раскуплено, простоев не бывает. Итого: на размещении одних только плакатов на одной станции рекламщики за месяц выручают 1,8 миллиона рублей – это примерно 20 миллионов за год, а всего таких станций у города – девять. В сумме получается в сто (!) раз больше, чем официальная выручка всей горадминистрации от всей коммерческой деятельности метрополитена. Подчеркнем: речь идет об одних только плакатах, а есть еще листовки в вагонах, объявления по громкой связи, аренда помещений и так далее. Кстати, по словам того же Алексея Курлыкова, ежемесячные убытки от работы метрополитена составляют 90 миллионов рублей в месяц – на одних только плакатах их как раз и можно было бы полностью перекрыть.

После собрания лидер эсеров в гордуме Александр Караваев высказал свою версию журналистам. «Места сдаются в аренду подрядчикам по официальной цене. А те уже сдают ее в субаренду по рыночным. Кто выигрывает при этом госконтракты?», – задал он риторический вопрос. К слову, рекламный рынок Екатеринбурга обычно связывают с работой как раз Александра Высокинского и его коллеги – вице-мэра Сергея Тушина. Последний, впрочем, отвечает в основном за растяжки.

На вопрос одного из депутатов о сдаче в аренду автобусов МОАП для «корпоративов и пьянок» Александр Высокинский и вовсе отшутился: «Если депутаты соберутся на пьянку – назовем это корпоративом, мы им предоставим автобус от МОАП. Уверен, вы от него откажетесь». Впрочем, в конце он все же пообещал найти один поприличнее – для коллективной поездки по самим предприятиям, чтобы показать масштаб царящей там разрухи.

Грядет апокалипсис

В целом, слушания превратились в продолжение подзабытой уже темы про выбивание 1,5 миллиардов рублей из областной казны на поддержку общественного транспорта Екатеринбурга. Александр Высокинский долго рассказывал, как героическим решением Аркадия Чернецкого это в свое время было продавлено через гордуму, как сам он потом бегал сначала за и. о. губернатора Свердловской области Анатолием Грединым, потом за Александром Мишариным – а теперь вот пытается выбить эти деньги с Евгения Куйвашева.

И все это время вице-мэр пугал депутатов грядущим апокалипсисом. «Долги автотранспортных предприятий – 1,5 миллиарда рублей. Они закредитованы полностью и банками и поставщиками. Это предбанкротное состояние. Однажды кто-нибудь не выдержит и подаст в суд, и тогда придется либо закрывать МОАП, либо все-таки где-то срочно изыскивать деньги», – грозил мрачным прогнозом Высокинский. И прибеднялся: «Все возможности экономии исчерпаны «до железа». Мы не повышаем зарплату персоналу МОАП и ЕТТУ – там работают тысячи людей. Если депутаты где-то найдут «жир» – мы его срежем. Но уверяю вас: все возможности по экономии исчерпаны».

Депутаты тем временем были завалены цифрами и фактами, извлекаемыми на ходу. После более чем часового выступления Александра Высокинского, впрочем, концептуальных вопросов было немного. В основном интересовались отдельными фактами. К примеру, Евгений Боровик спросил, сколько убытков несет ежемесячно общественный транспорт Екатеринбурга – оказалось, что почти 800 миллионов. Тут, правда, возникает странность при сопоставлении с общими долгами в 1,5 миллиарда – всего в два раза больше, но на это уже никто не обратил внимание. Убыточными, к слову, оказались все: и автобусы, и трамваи с троллейбусами, и метро. Константин Киселев поинтересовался, сколько составляют расходы муниципального транспорта. Как ответил Алексей Курлыков: 1,45 миллиарда – ЕТТУ, 980 миллионов – МОАП и столько же – метрополитен.

Последние цифры, к слову, очень интересные. Дело в том, что, по словам Александра Высокинского, все автотранспортные предприятия исправно платят налоги – это примерно 30–40 % расходов, как он пояснил позже. Если сопоставить с названными ранее Алексеем Курлыковым убытками, получается, что прибыль предприятия приносят очень ощутимую, а если им сократить половину налогов – то и вовсе будут работать в плюс. Ситуация, в общем-то, нормальная, для многих госпредприятий типовая и даже всем выгодная. И откуда в таких условиях панические заявления мэрии о грядущем банкротстве – непонятно, они выглядят не более чем поводом для шантажа горожан в игре с областной властью.

Наконец, Михаил Гаранин поинтересовался, как так получилось, что заявленная мэрией цена проезда одного пассажира в 50–80 рублей, в общем-то, сопоставима с ценой поездки на такси. Внятного ответа он не получил. К слову, после собрания корреспондент «УралПолит.Ru» задал этот же самый вопрос Александру Высокинскому. Тот сослался, опять же, на налоги. «Это оттого что таксисты не платят налогов. МОАП вынуждено и ЕСН оплачивать, и все прочее – это значительная часть тарифа. Едва ли не половина. А таксист просто берет деньги: что-то на бензин тратит, что-то на машину – остальное себе в карман, прибыль», – пояснил он.

А что же Ройзман?

В целом собрание получилось довольно странным. Постоянно декларируя открытость и готовность обсуждать все цифры, Александр Высокинский то и дело переводил разговор на необходимость стребовать с областных властей 1,5 миллиарда. Депутаты, главным образом, «Справедливой России», задавали вопросы – получали какие-то ответы, которые еще предстоит проверять. И все это неофициально, без документов, просто разговор.

Больше всего это напоминало разминку перед весенним наступлением. Традиционно в марте начинается обострение отношений между горадминистрацией и областным правительством. В этот раз, похоже, борьба будет вестись под знаком угрозы обанкротить общественный транспорт Екатеринбурга или, как минимум, резко повысить плату за проезд.

Показательно, как прошедшее собрание депутатов отразилось на поведении членов возглавляемой мэром Евгением Ройзманом «Гражданской платформы». Сам глава города все заседание просидел молча, лишь иногда как спикер гордумы по необходимости модерировал обсуждение, определяя очередность вопросов. Ранее, к слову, источники «УралПолит.Ru» отмечали, что градоначальник до сих пор не может определиться со своей позицией: с одной стороны, как борец за правду (а себя он позиционирует только так) Ройзман должен заступиться за горожан, с другой стороны – его лояльность мэрии не позволяет ставить под сомнение правильность позиции чиновников. Его коллега по партии Дмитрий Головин после заседания в своем блоге сделал подробный комментарий: «Убыток образуется из-за того, что при определении цены договаривались, что область будет компенсировать часть муниципальных (городских) затрат на транспорт. По словам представителей администрации города, Свердловская область перечисляет в бюджет 0, зеро, дырку от бублика, от мертвого осла уши. Т. е. – ничего. Отсюда и убытки». Что ж, поскольку команда мэрии стойко игнорирует аргументы о том, что все обещания о субсидировании из областного бюджета они давали сами себе, – можно считать, что пробный выпад в очередной будущей войне уже сделан.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.