МОСКВА, 8 июля, ИА УралПолит.Ru. Эксперты подсчитали, что государственная поддержка ямальских добывающих проектов не принесет прибыли казне.
МОСКВА, 8 июля, ИА УралПолит.Ru. Эксперты подсчитали, что государственная поддержка ямальских добывающих проектов не принесет прибыли казне.
Консалтинговая компания Sigra Group и Международный институт устойчивого развития оценили экономическую целесообразность бюджетного субсидирования добычи нефти и газа на арктическом шельфе России. Эксперты, обсуждавшие результаты исследования, считают, что государственная поддержка проектов «Ямал СПГ» и «Приразломное» неэффективна и убыточна, пишет «Коммерсантъ».
«Исследование касается не столько эффективности самих проектов, сколько эффективности принятия решений»,— уточнил на презентации доклада в ИМЭМО РАН его соавтор Ларс Петтер Лунден из Sigra Group.
Основываясь на открытых данных компаний, специалисты пришли к выводу, что если бы проект был освобожден от налогов и субсидий, «Ямал СПГ» оказался бы экономически жизнеспособным. Если же не учитывать расходы государства на строительство сопутствующей инфраструктуры, он оказался бы убыточным.
Проект «Приразломное» при таком развитии событий оказался бы выгодным. Но при существующем режиме налогообложения нефтегазовых проектов в России «Ямал СПГ» не оказался бы экономически выгодным независимо от расходов на инфраструктуру. «Приразломное» же, если брать за базу 2002 год (год запуска проекта), оказывается нецелесообразным. Если за основу расчетов брать 2013 год (начало государственного субсидирования), то проект становится экономически привлекательным для «Газпрома» и без субсидий.
Эксперты подсчитали, что с «Ямал СПГ» госбюджет получит налогов на сумму 4,35 млрд долларов, вложив ранее в проект 5,75 млрд долларов на строительство инфраструктуры. Поступления в государственнюу казну от «Приразломного» оццениваются в 22,34 млрд долларов.
«Однако значительная доля поставщиков, особенно для «Ямал-СПГ»,— иностранные компании», и ожидать значительного мультипликативного эффекта для местных экономик от реализации проектов сложно. Вместе с тем они несут существенные экологические риски, в случае реализации которых основная часть затрат ляжет на государство и местные сообщества», - считают специалисты.
В результате аналитики делают вывод, что оба проекта после уплаты налогов были бы убыточны при действующей в РФ системе налогообложения (когда облагается не прибыль, а доход), но «исправляющие» налоговые льготы и другие меры господдержки не следуют системным критериям, а применяются к «статусным» проектам.
«Статусность же определяется на основе соображений, которые не всегда ясно заявлены. Хотя правительство оставляет за собой право выбора проектов-фаворитов, нет гарантии, что из поля зрения не выпадают другие проекты, которые могли бы принести больший доход российскому государству»,— резюмируют эксперты.