Top.Mail.Ru
Экономика
Республика Тыва
0

Тувинская дорога готовит стране эффект мультипликации

Шолбан Кара-оол обозначил перспективы экономического развития республики

Республика Тува стоит на пороге серьезных перемен в экономике. Об этом в интервью съемочной группе телеканала «Звезда» заявил глава республики Шолбан Кара-оол, подчеркнувший, что главные надежды региона связаны с крупными инвестиционными проектами.

Республика Тува стоит на пороге серьезных перемен в экономике. Об этом в интервью съемочной группе телеканала «Звезда» заявил глава республики Шолбан Кара-оол, подчеркнувший, что главные надежды региона связаны с крупными инвестиционными проектами. По словам руководителя республики, главным из них по-прежнему остается проект строительства железной дороги Курагино – Кызыл – Элегест, который должен начаться уже нынешней осенью. Мультипликативный эффект от осуществления проекта почувствуют не только те районы республики, где расположены основные месторождения природных ископаемых, но и все регионы на дальневосточном направлении Транссиба. В то же время Шолбан Кара-оол отметил серьезные успехи республики в развитии сельского хозяйства, где, перекроив структуру агропромышленного комплекса, удалось вовлечь селян в активное предпринимательство. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

«За какие-то 10 последних лет в Туве перекроилась вся структура агропромышленного комплекса, – отметил в интервью телеканалу «Звезда» Шолбан Кара-оол. – Сделав ставку на возрождение привычного для тувинцев животноводства, мы переориентировали на него все отрасли сельского хозяйства, в результате впервые за 70 лет восстановив довоенную численность скота».

Шолбан Кара-оол рассказал, как удалось вдохновить на бизнес жителей сел, где зафиксировано больше всего безработных. Три года назад глава республики инициировал проект «Одно село – один продукт», который создавался для того, чтобы помочь подняться в каждом селе производствам, которые смогли бы потянуть за собой всю поселенческую экономику. Реализация программы потребовала вложения почти миллиарда рублей, которые с трудом нашли в республиканском бюджете.

«Но мы угадали. Оказалось, что игра стоила свеч, – отметил Шолбан Кара-оол. – Проект вызвал небывалую деловую активность среди селян».

По словам главы республики, общая численность предпринимательских инициатив давно превысила количество поселений. В настоящее время в 127 селах работают более 170 производств, только за прошлый год проект дал республике 605 новых рабочих мест.

«Он пробудил творческую энергию у селян: люди требуют продолжения, идут с новыми инициативами и предложениями, – убежден глава Тувы. – А это совсем другая атмосфера, совсем не та, что царила на селе буквально несколько лет назад – безнадеги и иждивенчества».

Известно, что съемочная группа телеканала «Звезда» прибыла в республику две недели назад. Занимаясь подготовкой фильма о жизни современной Тувы, журналисты телеканала побывали в ключевых регионах республики, плотно познакомились с бытом и культурой тувинцев. Группа посетила ряд приграничных районов, где на встречах с местными жителями пообщалась с охотниками, рыбаками и чабанами.

В интервью телеканалу «Звезда» премьер Тувы подчеркнул, что резервы роста сельского хозяйства далеко не исчерпаны. В то же время, отметил Шолбан Кара-оол, главный импульс к развитию республики могут дать только крупные инвестиционные проекты в сфере промышленного производства, особенно в добыче минерально-сырьевых ресурсов.

«Ситуация с занятостью у нас, скажу прямо, не самая лучшая, если сравнивать с другими регионами России, – откровенно признался в интервью Шолбан Кара-оол. – Тува – специфический регион, где нет железнодорожного сообщения с остальной страной, а в условиях рынка транспортная изоляция обрушила фактически всю промышленность, построенную в советские годы».

Премьер напомнил, что в начале 90-х годов встал комбинат «Туваасбест», который ранее давал стране четверть всех объемов этого стратегического сырья. В те же времена прекратил свою деятельность другой гигант добывающей промышленности – комбинат «Тувакобальт». Как отметил Шолбан Кара-оол, фактически выстоять в новых экономических условиях смогли единицы, среди которых золотодобывающие предприятия, угольные компании, а также некоторые инфраструктурные производства, от которых зависит жизнеобеспечение городов – предприятия ТЭК и коммунальные службы.

«Почти половина экономически активного населения Тувы сейчас работает в нерыночном секторе – в бюджетной сфере, в здравоохранении, образовании, культуре, в управлении и связанных с ними организациях, – констатировал премьер. – Тем не менее за последние 8 лет внутри республики мы смогли серьезно поменять структуру занятости за счет развития реального сектора экономики». Как сообщил Шолбан Кара-оол, с помощью различных форм поддержки предпринимательства вдвое увеличили численность субъектов малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают почти 12 % ВРП против 3–4%, которые были 10 лет назад.

«Но особые надежды наши связаны, конечно, с крупными инвестиционными проектами, которые не так быстро, как хотелось бы, но все же реализуются, – заявил глава Тувы. – Мы настояли на том, чтобы инвесторы брали на работу наших жителей, обучали их необходимым профессиям».

В качестве примера Шолбан Кара-оол назвал Тувинскую горнорудную компанию – дочернюю структуру группы En+, где практически все рабочие, за исключением топ-менеджеров и редких специалистов, являются жителями республики. В качестве еще одного показательного примера глава республики назвал китайскую компанию «Лунсин», которая, осуществляя свой проект в Тоджинском районе, уже трудоустроила более 200 человек. «А ведь она еще не запустила горно-обогатительный комбинат, который потребует новых рабочих рук», – отметил Шолбан Кара-оол, подчеркнув, что серьезно переломить ситуацию на рынке труда должно возобновление строительства железной дороги Кызыл – Курагино.

«Стройка, где на начальном этапе предполагается открыть более двух тысяч рабочих мест, начнется осенью этого года и должна завершиться в 2018 году, – заявил глава республики. – Но в действительности число трудоустроенных будет около 18 тысяч человек». Шолбан Кара-оол подчеркнул, что со вводом железной дороги в активную фазу перейдут семь крупных инвестиционных проектов, не считая строительства дополнительной теплоэлектростанции на 300 МВт.

Глава республики напомнил, что железную дорогу в Туву хотели построить еще в советское время, а впервые вопрос о ней поднимался на уровне советского правительства еще в 1958 году, когда началось активное освоение асбестового, кобальтового и угольного месторождений республики. Но тогда проект был отодвинут из-за технологической сложности и дороговизны.

«Сегодня современные технологии позволяют реализовать его буквально за 3 года, – заявил премьер, заявив, что рассматривает строительство тувинской железной дороги как шаг к еще большей интеграции России в транспортную сеть Азиатско-Тихоокеанского региона и создание дополнительного трансконтинентального коридора между Европой и Азией. – Появилось самое главное – политическая воля руководства страны, подкрепленная проверенными на сто рядов экономическими расчетами. Проект поддерживает президент России, считающий, что за разворотом на восток – будущее».

Тувинский премьер убежден, что железная дорога станет опорной точкой для экономического прорыва республики, а с ее строительством начнется реализация крупных инвестиционных проектов, прежде всего угольных. Только размеры налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты превысят 20 млрд рублей, а объем перевозимых грузов составит до 15 млн тонн в год.

Глава республики полагает, что появление железной дороги откроет возможности для привлечения инвестиций в западную часть Улуг-Хемского бассейна – на Кара-Сугское месторождение флюоритов, Ак-Довуракское месторождение асбеста, в проект по созданию цементного завода в городе Шагонаре и разработку других месторождений Тувы. «Уже сейчас один только Китай потребляет более 700 млн тонн угля в год, к 2020 году прогнозируется рост потребления до 2 млрд тонн», – отметил премьер, сообщив, что ежегодный прирост ВРП может составить до 22,8 млрд рублей, а бюджетных поступлений в год – 6,1 млрд. рублей.

«Железная дорога, я уверен, скажется и на экономике в масштабах страны, – убежден Шолбан Кара-оол. – Даже если она не пойдет дальше Тувы на восток и останется тупиковой, мультипликативный эффект почувствуют все регионы на дальневосточном направлении Транссиба, по которому пойдет тувинский уголь. Вдоль всей магистрали будут строиться дополнительные мощности, открываться новые рабочие места. Только на Дальнем Востоке в увязке с проектом «Кызыл – Курагино» планируется построить целый грузовой терминал для пропуска тувинских грузов в порту Ванино».

Впрочем, в интервью телеканалу «Звезда» глава Тувы особо отметил, что еще большее значение дорога в республику приобретает в случае ее продолжения через Монголию на мощный железнодорожный узел Северного Китая – город Урумчи, дающий выход на транспортную сеть Юго-Восточной Азии, вплоть до Индии.

«В этом случае отдача от проекта возрастает в разы, – убежден Шолбан Кара-оол – За счет развития международного экономического сотрудничества и торговли со странами АТР, за счет разгрузки перегруженной сегодня дальневосточной ветки Транссиба срок окупаемости проекта, по данным ученых, сократится вдвое – с 20 до 10 лет».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.