По состоянию на середину августа в Крыму отдохнуло 2 миллиона 79 тысяч туристов – это немного, если сравнивать с предыдущим годом, когда в августе на полуострове встречали пятимиллионного туриста. Падение турпотока вызвано тем, что основную массу туристов в Крыму составляли украинцы. Но, как оказалось, у такого курортного сезона есть и свои плюсы – о них «ФедералПресс.Крым» рассказали участники туристического рынка Крыма.
По состоянию на середину августа в Крыму отдохнуло 2 миллиона 79 тысяч туристов – это немного, если сравнивать с предыдущим годом, когда в августе на полуострове встречали пятимиллионного туриста. Падение турпотока вызвано тем, что основную массу туристов в Крыму составляли украинцы. Но, как оказалось, у такого курортного сезона есть и свои плюсы – о них «ФедералПресс.Крым» рассказали участники туристического рынка Крыма.
Сезон 2014 года – это абсолютно новый сезон, сезон в новых условиях, когда Крым интегрируется в Российскую Федерацию. Участники рынка единодушны – сравнивать его с прошлыми годами нельзя. «Тогда были совершенно другие цели и другое законодательство. Мы проанализировали опыт развития туристического бизнеса за последние 23 года, взяли все самое лучшее и использовали в дальнейшей работе. Сегодня мы одни из первых имеем отраслевой закон о туристической деятельности и работаем в рамках этого законодательства», – рассказала «ФедералПресс.Крым» заместитель министра курортов и туризма Крыма Ольга Бурова.
Какой он, русский турист?
В этом году подавляющее большинство отдыхающих – это туристы из России, многие из которых едут в Крым из чувства патриотизма. Российские туристы по сравнению с украинскими готовы больше платить за отдых. «Предприниматели из разных регионов Крыма утверждают, что в этом году турист в разы богаче, чем в предыдущие годы. Поэтому у многих по прибыли получилось примерно то же самое, что и в прошлом году. Качественный уровень туристов вырос», – рассказал «ФедералПресс.Крым» председатель постоянной комиссии Государственного Совета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк.
Туристы из России предпочитают отдыхать в санаториях, пансионатах и гостиницах, которые обходятся дороже, чем частный сектор, но могут предложить более высокое качество услуг. К тому же санатории и гостиницы являются основными плательщиками налогов, тогда как с многочисленных квартир и домов, где размещались отдыхающие в прошлых сезонах, бюджет Крыма получал копейки. Еще одно отличие – это интерес к достопримечательностям. «Экскурсионные предприятия отмечают, что туристы, которые приезжают в Крым, очень любознательные, они покупают экскурсии и хотят ознакомиться со всеми культурными объектами Крыма. Среднее время пребывания российских туристов в Крыму составляет 12–14 дней, как минимум две экскурсии они покупают за это время», – пояснила Ольга Бурова.
Как рассказал «ФедералПресс.Крым» управляющий партнер отеля «Mar Le Mar Club» Юсуф Вахитов, в Крым едут россияне из регионов, которые не особо интересовались полуостровом в предыдущие годы. Высока доля отдыхающих из Краснодарского края – основного конкурента. «Ключевая особенность этого туристического сезона в том, что он для многих отелей становится своеобразным испытанием на прочность, потому что едут те регионы РФ, которые никогда значимую долю гостей в отелях Крыма не составляли. Например, Новосибирск. Этот сезон покажет, насколько мы соответствуем ожиданиям гостей. Довольно большая доля отдыхающих прибывает из основного конкурентного региона – Сочи, Геленджика, Анапы. У них собственный курортный рынок развит очень хорошо, но при этом они всегда посещали Крым как бюджетный регион. И задача крымских отелей достаточно высокого класса – показать, доказать конкурентоспособность высокого сегмента в Крыму. И Крым может успешно конкурировать с Краснодарским краем, хотя об этом мало кто знает. На данном этапе Крым объективно несколько дешевле по высокому сегменту, поэтому уровень удовлетворенности во многом выше», – считает Юсуф Вахитов.
По его словам, российские туристы не только более опытны в выборе места отдыха, но и готовы платить больше за хорошее качество. «Российские отдыхающие более опытные, у них больше объектов для сравнения в их личной туристической истории. И уровень требований более адекватный. Опытные туристы более осознанно делают выбор, у них больше сравнительных характеристик. Для российских туристов уровень удовлетворенности отдыхом несколько выше, потому как они готовы платить больше, если цена обоснована качеством», – подчеркнул Юсуф Вахитов.
В Крыму еще весной озаботились привлечением туристов из российских регионов и провели ряд имиджевых мероприятий. Это форум «Крым. Первая весна» в Симферополе и туристическая выставка в Москве, где туроператоры и клиенты из регионов РФ могли заключить прямые договоры. В Москве крымский турпродукт восприняли с большим интересом: выставку посетило более пяти тысяч человек, и в среднем на одного посетителя приходится одна проданная путевка в крымский санаторий.
Без транспорта никуда
Основной проблемой курортного сезона этого года стала транспортная доступность. Несмотря на прямые авиарейсы из 34 городов России и многократное увеличение пропускной способности Керченской переправы, этого недостаточно, чтобы справиться с наплывом туристов. Есть и другие проблемы, о которых «ФедералПресс.Крым» рассказала директор крымского представительства российского туроператора «Мультитур Альянс» Галина Савчук. «Если говорить о курортном сезоне, то главное – это транспортная проблема. Как только этот вопрос будет решен, я думаю, курортный сезон будет восстановлен. Об этом говорят все турфирмы и базы размещения. Хотя и такие сезоны, пожалуй, нужны, потому что руководители предприятий стали немного по-другому смотреть на туристические фирмы, ведь продавать напрямую в этом году было практически нереально. Это и денежные переводы, и проблема с банковской системой, которая сейчас практически устранена. Еще для курортного сезона очень большой минус – банкротство туроператоров на украинском и российском рынках. Это вызывает недоверие и отсутствие желания куда-либо ехать. Мы потеряли большой поток украинских клиентов. В следующем году будем надеяться, что государственная поддержка в плане рекламы, промоушена будет на таком же уровне, как и в этом году. Если этого не будет, то пиковый сезон будет в Краснодарском крае. Сейчас там практически ни в одном пансионате нет мест», – рассказала Галина Савчук.
Учитывая, что Керчь превратилась в основные транспортные ворота Крыма, большие опасения вызывала заполняемость курортов западного Крыма. Но на удивление провальными оказались Судак и Феодосия, которые гораздо ближе к Керчи, чем Ялта, Алушта, Евпатория, Саки – курорты, которые пользовались популярностью у туристов в этом году. По мнению Алексея Черняка, такая картина сложилась в связи с недостаточной активностью Судака и Феодосии в продвижении своего турпродукта и развитии событийного туризма. «Невысокий интерес к Судаку и Феодосии, возможно, связан с более активным развитием событийного туризма в Ялте и Евпатории, к тому же в восточном Крыму часть фестивалей не состоялась. Есть предварительные предположения, что туристы думали, будто в Судаке и Феодосии уже все заполнено, и ехали дальше, забывая при этом проверить. И руководители отелей, здравниц, вместо того чтобы больше уделить внимания весной, решили, что они первые на старте, где-то расслабились, потому что Алушта, Ялта, Евпатория были одними из самых активных на выставках в плане предоставления скидок, бонусов. Все это будем учитывать при составлении карты на 2015 год», – отметил Алексей Черняк.
Если говорить о перспективе, то для Крыма остается приоритетом расширение границ курортного сезона и превращение в круглогодичный курорт с развитой инфраструктурой. «Крым – это туристический центр РФ, который является круглогодичным, востребованным, конкурентоспособным и, что самое главное, – безопасным», – резюмировала Ольга Бурова.
«Этот и следующий курортные сезоны – ключевые для крымского туристического бизнеса. Многие гостиничные объекты выходят на принципиально новый для них рынок. Те, кто не смогут перестроить свои бизнес-процессы под ожидания новой аудитории, могут не выдержать естественного отбора. Конкуренции между отелями Крыма сейчас нет как таковой. Мы все работаем над одной задачей – укреплением положительного курортного имиджа полуострова в Российской Федерации», – подвел итог Юсуф Вахитов.
Марина Резникова