Top.Mail.Ru
Экономика
Челябинская область
0

Борьба с коррупцией начинается с бюджета. Дубровский заставил чиновников считать деньги

Губернатор делает ставки на инвентаризацию и оптимизацию казны

Возглавив исполнительную власть региона, Борис Дубровский занялся наведением порядка во всех сферах жизни Южного Урала. И первым делом – в финансовой. В феврале все министерства ориентировали на сокращение дефицита бюджета и оптимизацию расходов. За восемь месяцев им необходимо было скорректировать казну области и муниципалитетов так, чтобы по максимуму залатать прорехи в бюджете.

Возглавив исполнительную власть региона, Борис Дубровский занялся наведением порядка во всех сферах жизни Южного Урала. И первым делом – в финансовой. В феврале все министерства ориентировали на сокращение дефицита бюджета и оптимизацию расходов. За восемь месяцев им необходимо было скорректировать казну области и муниципалитетов так, чтобы по максимуму залатать прорехи в бюджете. О том, что предприняли чиновники и как на это отреагировал губернатор, – в материале «ФедералПресс.Урал».

«Экономию начали с себя»

Начать областные власти чиновникам предложили с себя и на личном примере провели сокращение аппарата правительства и губернатора, убрав дублирующие и избыточные функции и четко определив задачи каждого министерства. «Нам удалось сократить около 50 штатных единиц. Экспертная оценка показывает, что это нам даст порядка 50 миллионов рублей в год экономии расходов на содержание аппарата», – рассказал Борис Дубровский. Аналогичную задачу по снижению административных расходов он поставил и перед главами муниципалитетов, выделив на все ровно месяц.

Оптимизация казны стала одной из целей Стратегии развития региона до 2020 года, представленной Дубровским южноуральцам. Губернатор поручил руководителям городов и районов доработать бюджеты, расставив приоритеты по первоочередным статьям расходования средств, определиться с доходной частью и предоставить эти данные в министерство финансов Челябинской области в течение февраля. «Квалифицированно и качественно эту работу сделать невозможно, если мы не имеем консолидированного бюджета Челябинской области вместе с муниципальными образованиями», – заявил Борис Дубровский.

Вдобавок ко всему глава региона объявил мораторий на выдачу предприятиям госгарантий. Только за первые три месяца такая мера позволила сократить объем обязательств по ранее выданным государственным гарантиям почти на 1,4 млрд рублей, снизив сумму госдолга на 11,5 %. Напомним, на 1 января 2014 года госдолг региона составлял 11 млрд 833 млн 630 тыс. рублей. Полностью по займу в 1 млрд 230 млн рублей в первые месяцы рассчитался агрокомплекс «Чурилово», на 125 млн рублей уменьшила задолженность перед банком ЮУ КЖСИ.

Совещание с главами муниципалитетов

«Мораторий на выдачу госгарантий продолжает действовать. За счет этого уже погашено более миллиарда рублей долга. Снимать его пока не собираются, – комментировал ранее руководитель южноуральского кабмина Сергей Комяков. – Его ввели, потому что лучше в экономике не становится: стагнация имеет место быть, доходы буксуют, заимствования дорожают». Правительство Челябинской области намерено продолжить работу как по оптимизации долговой книги, так и по сокращению дефицита областной казны, заверил Комяков.

Усилить контроль в финансовой сфере Дубровский попросил и председателя Контрольно-счетной палаты Челябинской области Эдуарда Тарасова. Особое внимание при этом глава региона обратил на трату средств, выделенных в рамках госпрограмм на капстроительство, обеспечение граждан комфортным и доступным жильем, развитие дошкольного образования, а также на ремонт и строительство дорог.

«В соответствии с намеченным планом усиления финансовой дисциплины в Челябинской области проверят расходование средств как муниципальных бюджетов, так и региональной казны», – поделился руководитель ведомства Эдуард Тарасов, пообещав озвучить все результаты в конце года.

Эдуард Тарасов и Борис Дубровский

По словам министра финансов Челябинской области Андрея Пшеницына, принятые меры уже дали свои плоды. В частности, доходы региональной казны за этот период росли вдвое быстрее, чем расходы. За полгода поступления в областной бюджет выросли на 12 % по сравнению с 2013 годом, при этом более трех четвертей казны составили средства, заработанные экономикой Южного Урала. Как пояснил министр, доходную часть пополняют за счет взыскания задолженности с налогоплательщиков, выявления и постановки на учет незарегистрированных объектов налогообложения, пересмотра налоговых ставок и льгот с точки зрения их эффективности, создания условий для привлечения инвестиций. Сокращение расходов осуществляется за счет оптимизации трат на обеспечение органов власти и учреждений, обслуживание автотранспорта, информационно-техническое обеспечение, за счет экономии по результатам конкурсных процедур и по другим направлениям.

Впрочем, пока губернатор Борис Дубровский полученными результатами недоволен. На прошедшем 29 сентября совещании он раскритиковал работу подчиненных, подчеркнув, что она «идет неудовлетворительными темпами и не на должном уровне». Губернатор уверен, что эти механизмы позволят не только существенно снизить расходы областной казны, но и минимизировать коррупциогенные факторы в работе региональных ведомств, в связи с чем поручил им усилиться в этом направлении. «Все имеющиеся у региона ресурсы должны работать максимально эффективно – для развития экономики и, как следствие, повышения качества жизни южноуральцев», – подчеркнул он.

«И тебя посчитаем!»

Параллельно с оптимизацией областной казны в регионе стартовала масштабная инвентаризация областного имущества. Она, по словам Дубровского, должна стать первым шагом к выстраиванию системы эффективного управления. В министерстве промышленности и природных ресурсов Челябинской области кропотливо составляют полный реестр всех предприятий, зданий, сооружений, долей в праве общей собственности, объектов социально-культурного и коммунального-бытового назначения, земельных участков, автомобильных дорог и прочих активов Южного Урала.

Глава областного минпрома Алексей Бобраков и Борис Дубровский. Совещание об инвентаризации имущества

Борису Дубровскому предстоит проанализировать весь этот массив и определиться с его судьбой. К слову, относительно ряда объектов уже приняты важные решения. Так, за 245 млн рублей продан вертолет Bell 429, купленный для губернатора Михаила Юревича летом 2011 года и ежегодно обходившийся бюджету в 30 млн рублей. В план приватизации были включены акции девяти типографий и двух фармфабрик. На продажу активов, по оценкам экспертов, уйдет минимум полгода. Кроме того, решено было сдать в аренду здание постоянного представительства губернатора Челябинской области в Москве. Как ранее пояснял журналистам замглавы региона Иван Сеничев, его содержание для областного бюджета просто неэффективно. «В центре Москвы находится отдельно стоящее здание, площадь которого – 800 квадратных метров. Возможно, хорошо, что у нас есть представительство в столице, но оно редко используется, так как основная работа ведется в арендуемом на Славянской площади офисе. Совещания и встречи в постпредстве проходят не так часто», – рассказал Сеничев, отметив, что содержание объекта обходится Южному Уралу в 40 млн рублей.

Ревизии в Челябинской области подвергли и госконтракты. В первую очередь это коснулось договоров в дорожном строительстве. Ознакомившись с ситуацией в данной отрасли, Борис Дубровский выступил за введение так называемых контрактов жизненного цикла, предполагающих ответственность исполнителя за качество сделанных автомагистралей и их гарантийный ремонт в течение трех лет в случае выявленных нарушений. Новую схему уже опробовали в Златоусте, где муниципальные власти обязали подрядчика переделать некачественную дорогу. По данным министерства строительства Челябинской области, новые правила позволяют значительно экономить средства при заключении контрактов на дорожное строительство и ремонт. За первые полгода областные власти уже сэкономили 12,6 млн рублей по пяти объектам. Вырученные деньги по распоряжению Дубровского также будут направлять на строительство и ремонт дорог.

Вместе с тем в регионе разрывают контракты с недобросовестными поставщиками и усиливают контроль за проведением новых торгов. В частности, речь идет о поставщиках питания для школ, больниц, детсадов и других бюджетных учреждений. Поводом послужила проверка главного контрольного управления региона, проведенная по поручению Дубровского. Новые торги позволят установить к участникам дополнительные требования, в том числе по наличию оборудования, опыта работы, квалификации, а также учесть качественные, функциональные, экологические характеристики объекта закупки.

Все госконтракты стоимостью выше 500 млн рублей в Челябинской области по инициативе Бориса Дубровского теперь будут проходить общественный фильтр. Заксобрание региона уже приняло в первом чтении закон об общественном контроле госзакупок. Действовать нормативный документ будет до 31 декабря 2015 года, пока в силу не вступит аналогичный федеральный закон.

Обсуждать контракты будут на специальном форуме в Интернете и на очных публичных слушаниях. «Исключения составят закупки с применением закрытых способов определения поставщиков, а также закупки вследствие аварий, чрезвычайных ситуаций либо действий непреодолимой силы», – пояснил начальник контрольного управления региона Алексей Лошкин, отметив, что за прошедшие три года таких крупных закупок в регионе было всего 11, из них десять – в строительной сфере.

По словам Сергея Комякова, за первые месяцы на торгах властям удалось сэкономить около 200 млн рублей. Мероприятия по оптимизации расходов продолжаются, однако дальнейшее урезание трат может оказаться болезненным. «Мы каждый месяц считаем. Сумма складывается из каких-то мелких трат. И так, с миру по нитке, набирается. К лету нарезана достаточно большая сумма – около миллиарда рублей. На мой взгляд, дальше что-то оптимизировать будет болезненно. Для этого надо реально сокращать объем учреждений и услуг. То, что будет образовываться от торгов, будет оптимизироваться автоматически. Но оптимизировать сеть лечебных или образовательных учреждений будет болезненно и очень сложно», – считает Комяков.

Занимать с умом

Для уменьшения дефицита бюджета Челябинская область впервые с 90-х годов стала рассматривать возможность привлечения средств на финансовом рынке. Соответствующий закон, уточняющий полномочия региональных властей при выпуске областных ценных бумаг, южноуральский парламент принял сразу в трех чтениях. «Документ создает условия для осуществления долгосрочного заимствования для покрытия дефицита бюджета региона на благоприятных рыночных условиях под наиболее низкие процентные ставки. Это позволит сэкономить средства казны для обслуживания госдолга», – рассказал Андрей Пшеницын.

Борис Дубровский и Андрей Пшеницын

Сразу после этого губернатор утвердил порядок выпуска облигаций. Ценные бумаги будут в рублях и рассчитаны на три срока – краткий (до года), средний (от года до пяти лет) и долгий (до 30 лет). Определять условия выпуска будет минфин Челябинской области.

В 2014 году правительство Челябинской области возможность выпускать облигации не рассматривает, несмотря на высокие кредитные рейтинги региона, присвоенные агентством Standard & Poor's. Решать проблемы экономики власти планируют с использованием внутренних резервов, в том числе за счет привлечения ресурсов по открытым кредитным линиям в Сбербанке и ВТБ. Но в следующем году, если ситуация на финансовом рынке позволит получить экономическую выгоду от замены банковских кредитов на облигационные займы, этот вопрос станет актуальным.

По данным минфина, на сегодня госдолг Челябинской области достигает 22 млрд рублей, тогда как в 2013-м составлял 16,9 миллиарда. Предельный его размер на текущий год установлен в размере 37,2 млрд рублей, на 2015 год – 51,1 млрд, на 2016 год – 52,3 млрд рублей.

Последнее совещание о бюджете у челябинского губернатора

Трехлетний план для людей

На минувшей неделе южноуральские депутаты вновь скорректировали бюджет региона на 2014 год. За счет поступления федеральных трансфертов доходы и расходы казны увеличились на 660 млн рублей. Несмотря на вносимые поправки, бюджет Челябинской области остается социально ориентированным. В коррективах предусмотрены расходы на развитие спорта, обеспечение лекарствами граждан и повышение зарплаты бюджетникам. Уточненные доходы областной казны составляют 105 млрд 501 млн 900 тыс. рублей, расходы – 117 млрд 817 млн 600 тыс. рублей, дефицит – 12 млрд 315 млн 700 тыс. рублей.

«Мы внесли изменения за счет полученных целевых финансовых средств из федерального бюджета – 660 млн рублей. Основная часть этих денег, 480 миллионов, пойдет на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, касающимся сельского хозяйства; 125 миллионов направят на капстроительство объектов в рамках федеральной программы развития физкультуры в РФ. По инициативе Южного Урала выделяются деньги на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов», – пояснил председатель Законодательного собрания Челябинской области Владимир Мякуш.

При этом и парламентарии, и чиновники продолжают работать над оптимизацией казны при планировании расходов на 2015–2017 годы. Власти уже готовят проект областного бюджета на следующий год. Рассматривать бюджетные планы, сформированные министерствами и ведомствами региона, будет Борис Дубровский в составе специальной межведомственной комиссии. Как заверил глава региона, бюджет обязан сохранить социальную направленность. Разработку трехлетнего финансового плана должны будут завершить к 7 октября. После чего документ должен до 1 ноября поступить на рассмотрение южноуральского парламента и затем пройти процедуру общественных слушаний.


Фото пресс-службы губернатора Челябинской области

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.