Top.Mail.Ru
Экономика
Самарская область
0

«Дочки» АвтоВАЗа стали падчерицами. Предприятия ждут кризиса и сокращений

АвтоВАЗ ПРОО и ВМЗ накопили многомиллионные долги перед Пенсионным фондом

На АвтоВАЗе уже не первый месяц сохраняется напряженная обстановка. В компании проходит оптимизация персонала, которая затронула более девяти тысяч человек. В то же время кризис коснулся смежных предприятий автогиганта – АвтоВАЗ ПРОО и Волжского машиностроительного завода. Там намерены сократить около шести тысяч человек. Кроме того, оба предприятия оказались среди крупнейших должников Пенсионного фонда. Подробности – в материале РИА «ФедералПресс».

На АвтоВАЗе уже не первый месяц сохраняется напряженная обстановка. В компании проходит оптимизация персонала, которая затронула более девяти тысяч человек. В то же время кризис коснулся смежных предприятий автогиганта – АвтоВАЗ ПРОО и Волжского машиностроительного завода. Там намерены сократить около шести тысяч человек. Кроме того, оба предприятия оказались среди крупнейших должников Пенсионного фонда. Сторонние эксперты уверены, что кризис на АвтоВАЗе может привести к социальным потрясениям в Тольятти. Подробности – в материале РИА «ФедералПресс».

На волжском автогиганте продолжается оптимизация персонала. По данным прокуратуры, в начале года АвтоВАЗ известил службу занятости о массовом высвобождении в мае 1500 работников, затем 18 апреля и 3 июня 2014 – о высвобождении еще 2500 человек. Помимо сокращения, с автогиганта по соглашению сторон уволено 6549 человек. За девять месяцев в службу занятости автограда обратились 2365 бывших рабочих АвтоВАЗа. Кроме того, зарплаты на предприятии стали ниже. По информации источников «ФедералПресс.Приволжье», зарплата сотрудников завода в среднем составляет 20 тысяч рублей, в то время как, по информации профсоюза «Единство», месячный доход топ-менеджмента – около двух миллионов рублей.

Тем не менее большинство сотрудников старается покинуть завод по собственному желанию. По информации региональной прокуратуры, лишь 12 человек от всего количества сокращенных сотрудников обратилось с требованием восстановить их на их рабочем месте. Лишь двум из них удалось добиться через суд возвращения на работу.

Учитывая ситуацию на заводе, на минувшей неделе о своем желание выйти на митинг заявил профсоюз «Единство». Активисты намерены провести митинг в пятницу, 31 октября, на улице Революционной в Тольятти. Общественники и сотрудники завода намерены выступить против сокращений на предприятии.

На прошлой неделе перед работниками выступил президент автогиганта Бу Андерссон. Он заявил, что сотрудники могут не переживать – в 2015 году на заводе сокращений не планируется. В то же время топ-менеджер отметил, что работники заслуживают повышения заработной платы, но в ближайшее время это не планируется, так как пока финансовые показатели предприятия неутешительные. Каждому из сотрудников будет выделена небольшая компенсация в 500 рублей.

Вскоре после выступления топ-менеджера поступила информация о том, что предприятия, принадлежащие автогиганту, оказались в кризисной ситуации. Волжский машиностроительный завод и АвтоВАЗ ПРОО задолжали крупные суммы Пенсионному фонду и также намерены провести сокращения. В частности, ВМЗ имеет долг в размере 14 млн руб. за второй квартал года. АвтоВАЗ ПРОО имеет задолженность в размере 135 миллионов рублей. В течение всего года предприятия осуществляли взносы в Пенсионный фонд с перебоями.

Помимо этого на обоих предприятиях планируется оптимизация: с обоих заводов будет высвобождено в общей сложности порядка двух тысяч человек. По данным источника в профсоюзе, более тысячи сотрудников должны будут покинуть АвтоВАЗ ПРОО и еще 850 работников должны уйти с ВМЗ.

В ситуацию с долгами на структурных предприятиях уже вмешалась областная прокуратура. По словам надзорного ведомства, ОАО «АвтоВАЗ» заверил их, что долги компаний будут погашены. Прокуратура в свою очередь намерена проверить деятельность дочек автогиганта.

«Если есть неплатежи, то нужно этот узел разрубать как можно скорее, чтобы были удовлетворены все: и работники, и представители Пенсионного фонда, и государство. Ведь в противном случае это может грозить еще большим ростом увольнений. Слова руководителей, уверяющих, что им не выплатили деньги с АвтоВАЗа, нужно проверить и дать свою прокурорскую оценку. Если выяснится, что доводы необоснованные, значит, существует состав преступления. Обязанность оплачивать эти взносы никто не отменял», – цитирует «Волга Ньюс» слова первого заместителя прокурора Самарской области Алмаза Хусаинова.

В правительстве Самарской области отмечают, что предприняты все меры, для того чтобы оказать содействие в трудоустройстве сотрудникам АвтоВАЗа. В частности, уволенным работникам предлагают новые рабочие места на других предприятиях, имеется возможность отсрочить их платежи по кредитам, а также все они получат пособия по безработице.

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин верит, что ситуация на АвтоВАЗе наладится и завод может выйти из кризиса уже в этом году. «Сейчас в целом на рынке непростая ситуация. Руководство завода делает активные шаги, чтобы завоевать новые рынки, снижает издержки, повышает качество продукции. Те процессы, которые идут в настоящее время на автогиганте, необходимы, особенно для дальнейшего развития завода», – сообщил в октябре в эфире нескольких телеканалов Николай Меркушкин.

Сторонние эксперты РИА «ФедералПресс» уверены, что ситуацию на автогиганте переломить должны именно власти. По их словам, если у завода нет денег из-за падения рынка, то ему необходимо воспользоваться субсидиями от государства, но не прибегать к таким массовым сокращениям и росту социальной напряженности.

«АвтоВАЗ мог получить субсидии в этом году в размере 5,9 миллиардов рублей. Правительство РФ говорило о том, что если предприятие откажется от массовых сокращений, то ему будет оказана такая поддержка. Но оптимизация на заводе продолжилась. Несмотря на падение рынка автомобилей, я уверен, что на АвтоВАЗе есть деньги, имеются средства резервного фонда. Я думаю, что с сокращениями руководству завода пора остановиться. Социальное напряжение в Тольятти достигло накала. Это подтверждает тот факт, что мне поступает масса звонков от работников, которые готовы выйти на митинг», – считает руководитель независимого профсоюза «Единство».

По мнению финансовых аналитиков, сокращения на предприятии не помогут заводу выйти из кризиса, однако поспособствуют минимизации его последствий. «Только по итогам первого полугодия чистый убыток автогиганта составил 4,8 млрд рублей, всего за год увеличившись на 86,25 %. Несмотря на все усилия менеджмента компании во главе с господином Андерссоном, помощь государства и относительный успех программы утилизации, позволившей ВАЗу повысить уровень продаж, конъюнктура рынка такова, что значительного улучшения ситуации в обозримом будущем ждать не стоит. Кризис на рынке новых автомобилей сейчас подогревается падением курса рубля и снижением его покупательной способности. Да, положение у АвтоВАЗа незавидное, поэтому руководство вынуждено идти на сокращения. Не обойдут они стороной и подконтрольные ему предприятия, такие как ВМЗ. Скорее всего, сокращения пройдут в несколько волн, что позволит хотя бы немного сократить уровень социальной напряженности в регионе, однако, сейчас у компании нет другого выхода», – отмечает руководитель аналитического отдела QB Finance Дмитрий Кипа.

По мнению ряда экспертов, оптимизация на дочерних предприятиях никак не скажется на показателях самого АвтоВАЗа. «Эти предприятия являются самостоятельными юридическими лицами и за недоплату взносов в Пенсионный фонд должны отвечать самостоятельно. На показатели деятельности АвтоВАЗа именно эта их задолженность не повлияет. Показатели самого АвтоВАЗа зависят, в первую очередь, от продаж автомобилей, но пока ситуация весьма тяжелая с продажами машин в стране. Закрывать эти заводы не нужно, потому что автомобили производятся, а значит, автокомпоненты нужны. Сокращение персонала, как уже было сказано, поможет предприятиям стать более эффективными, уменьшить свои расходы, но, к сожалению, никак не скажется на деятельности самого АвтоВАЗа: оно не поможет увеличить продажи автомобилей тольяттинского гиганта. Так что эффект для АвтоВАЗа от сокращения персонала на его дочерних предприятиях будет заключаться лишь в частичном улучшении консолидированной отчетности всей группы АвтоВАЗа», – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Справка «ФедералПресс»:

ООО «Волжский машиностроительный завод» было образовано в сентябре 2011 года. Основное направление деятельности предприятия – производство аккумуляторных жгутов, станков, механического оборудования, подшипников и элементов механических передач. Генеральный директор – Владимир Серебряный. Владелец предприятия – ОАО «АвтоВАЗ», доля которого в уставном капитале ВМЗ составляет 100 %. Количество сотрудников – 3,5 тысячи человек.

ООО «АвтоВАЗ-ПРОО» зарегистрировано в Тольятти в 2011 году. Владелец предприятия – ОАО «АвтоВАЗ», доля которого составляет 100 %. Специализируется на производстве станков и подъемно-транспортного оборудования, а также монтаже электро- и прочего оборудования . Количество сотрудников – около четырех тысяч человек.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.